Относятся ли газо- и электроснабжающие организации (распределительные, сетевые компании, гарантирующие поставщики) к картелям, и, если «да», то принимаются ли меры по борьбе с ними?

25 июня 2019, 19:05

Под соглашением в антимонопольном законодательстве понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п.18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Нормы, содержащие запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию, или антиконкурентные соглашения, сосредоточены в статьях 11, 16 и 17 Федерального закона о защите конкуренции.

Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), сокращению или прекращению производства товаров, отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Наличие у хозяйствующего субъекта статуса гарантирующего поставщика не является основанием для отнесения его к картелям, а газо- и электроснабжающие организации (распределительные, сетевые компании) и вовсе являются субъектами естественной монополии в силу Федерального закона «О естественных монополиях». Следовательно, их положение на соответствующих товарных рынках, как субъектов естественных монополий, находящемся в состоянии естественной монополии является доминирующим.

 

Для справки. Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (ст. 3 закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ). В ст. 4 закона № 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественной монополии.

Наверх