В УФАС по КЧР состоялись публичные обсуждения правоприменительной практики территориального органа за первое полугодие текущего года

15 июня 2019, 21:45
Img  0

Совсем недавно, в марте, служба отчитывалась о своей работе, но вот прошло три месяца и антимонопольщикам снова есть что сказать.

В этот раз в своем отчетном докладе руководитель службы Амин Уракчиев сделал особый упор на наиболее опасную форму ограничения конкуренции – картели.

- Соглашения, заключенные конкурентами на товарном рынке, которые реализуются в ущерб интересов потребителей и приводят к ограничению конкуренции, наносят существенный вред современной рыночной экономике. И этот вред измеряется не только ростом цен на товары первой необходимости. Получая сверхприбыли, монополии теряют стимул повышать эффективность производства, снижать себестоимость и улучшать качество, - отметил Уракчиев.

С прошлого года количество дел об антиконкурентных соглашениях резко возросло: если ранее за год их число составляло порядка двухсот, то на данный момент - это более четырехсот дел и 228 дел - о сговорах с участием органов власти.

Особое внимание аудитории докладчик обратил на то, что около 80 % возбужденных в 2017-2018 годах году ФАС дел являются сговоры на торгах. Здесь ежегодный ущерб только по линии ФЗ-№44 составляет сотни миллиардов рублей. При этом картели на торгах видоизменились: их «срок жизни» увеличился в среднем до 2–3 лет, они стали более масштабными и организованными. Если в предыдущие периоды в картельные сговоры вступали обычно 2–3 хозяйственных субъекта, то в настоящее время количество компаний, участвующих в сговоре, может исчисляться десятками, а количество эпизодов картельной деятельности - сотнями.

- Сегодня деятельностью картелей с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения охвачена практически вся территория России. Это ущемляет конкуренцию как на федеральных, так и на региональных товарных рынках, - сказал руководитель УФАС по КЧР. 

Впечатляет общая сумма торговых процедур, которые выиграли участники, подозреваемые в картелях, - она составила более 130 млрд рублей. В силу этих причин противодействие картелям - одна из главных задач ФАС России на современном этапе.

Следующим докладчиком стала заместитель руководителя антимонопольной службы Галина Аврахова. Она сообщила, что в результате контроля за соблюдением 44-ФЗ во 2 квартале 2019 года управлением было рассмотрено 22 жалобы, проведено одно плановое контрольное мероприятие и 7 внеплановых. При этом на одну из закупок на проведение противопаводковых мероприятий, поступило 6 (!) жалоб от участников процедуры, одна из которых была возвращена, три - признаны необоснованными, а на примере двух обоснованных жалоб докладчик рассказала о наиболее частых нарушениях при госзакупках.

Также, по ее словам, в истекшем периоде было рассмотрено несколько жалоб на организацию проведения ремонтных работ дорог муниципального значения. Большинство из них - на отклонение комиссиями Заказчиков первых частей заявок участников. Это наиболее часто встречающиеся жалобы. - «Больной» вопрос - не всегда комиссии действуют в соответствии с нормами закона, отклоняя заявки участников, – заметила Аврахова.

Вторая часть ее доклада была посвящена дальнейшим разъяснениям о том, как применяется национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ.

- По аналогии с 1 июля 2018 года в закон внесено большое количество поправок, которые нужно изучить, чтобы не допускать нарушений в работе с закупками в последующие периоды, - сказала Галина Павловна.

О правоприменительной практике Управления ФАС по Карачаево-Черкесской республике во II квартале текущего года рассказал начальник отдела по защиты конкуренции и контроля органов власти Солтан Кумратов. Он отметил, что в ходе совместных проверок с прокуратурой, часто выявляются нарушения правил технологического присоединения к сетям.

- В таких случаях антимонопольным органом возбуждаются дела об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП, - пояснил Кумратов.

С завершающим мероприятие докладом выступил федеральный инспектор УФАС по КЧР  Инус Матакаев. Он рассказал, что в ходе исполнения возложенных на Управление полномочий, во втором квартале 2019 года Управлением было возбуждено 127 дел об административных правонарушениях, по которым вынесено 87 постановлений о назначении административных наказаний. Также с целью защиты вынесенных ненормативных правовых актов Управление участвовало в 116 судебных заседаниях. В производстве судов находятся 71 дело об обжаловании ненормативных правовых актов УФАС по КЧР.

- Все так же основными нарушениями в сфере ответственности Управления являются нарушения, совершенные хозяйствующими субъектами, содержащие элементы недобросовестной конкуренции, предусмотренные статьей 14.33 КоАП РФ, - обозначил ситуацию докладчик.

 Далее он перешел к теме стандартов развития конкуренции в субъектах России, указав, что еще одной формой ограничения конкуренции со стороны региональных органов власти является региональный протекционизм - особая политика покровительства государственной (муниципальной) опеки по отношению к отдельным участникам рынка как частной, так и государственной и муниципальной форм собственности.

- Когда органы госвласти и местного самоуправления предоставляют для деятельности на рынке преимущества отдельным организациям, создают дискриминационные условия функционирования, устанавливают барьеры для входа на рынок другим участникам это и есть региональный протекционизм, - объяснил Матакаев,  подчеркнув, что Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента РФ № 618 в данном случае ориентирует и организует деятельность федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, саморегулируемых организаций, общественных организаций, профессиональных союзов, советов потребителей и др.

По ходу мероприятия каждый из докладчиков ответил на заданные ему вопросы из зала, а также – на полученные в письменном виде. Все они, вместе с ответами будут выложены в разделе «Публичные обсуждения» на сайте территориального органа.

Пресс-служба УФАС по КЧР

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Приложенные файлы
DR_On-1561402063.jpg (753,6 КБ)
IM_63-1561402063.JPG (1,8 МБ)
IMG_51_75-1561402063.JPG (3,4 МБ)
R_On-1561402063.jpg (2,6 МБ)
ь-1561402063.jpg (2,7 МБ)
Наверх