Доклад руководителя УФАС по КЧР для Публичных слушаний 14.06.2018
03 июня 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Картели и их влияние на экономическую

безопасность страны
 

 

Действующее антимонопольное законодательство запрещает ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

Современная рыночная экономика, основанная на принципах свободы договора и добросовестной конкуренции, является весьма уязвимой в случае заключения конкурентами на товарном рынке соглашений, которые реализуются не в интересах потребителей и приводят к ограничению конкуренции.

Картели — наиболее опасная форма ограничения конкуренции. Борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства в целом и с картелями в частности уделяется все больше внимания. Хочется обратить внимание, что борьба с картелями является одним из наиболее приоритетных и одновременно сложно реализуемых направлений антимонопольного регулирования.

Ущерб, наносимый потребителям в результате сговора компаний на рынках, достаточно велик. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), картели способствуют повышению цен на товары и услуги от 10 до 15 %, в то же время отдельные исследователи считают, что повышение цен может быть существенно выше.

Тем не менее, ущерб, который наносят экономике картели, измеряется не только ростом цен на продукты первой необходимости. Получая сверх прибыли, монополии теряют стимул повышать эффективность производства, снижать себестоимость и улучшать качество.

Подобные действия, как правило, приводят к искусственному росту цен, отсутствию новых и более качественных товаров, недопущению новых игроков на рынок. У самих нарушителей пропадает мотивация для развития и инноваций, для повышения эффективности. Сдерживается повышение эффективности экономики в целом.

  • при всех преимуществах для их участников, оказывают негативное влияние на национальную экономику, социальную стабильность и снижают эффективность формирования доходов и расходов государственного бюджета.

В практике выделяют основные виды картелей:

  1. Ценовой сговор. Ценовой сговор выражается в соблюдении определенного уровня цен (картель единой цены) и согласованном их повышении, установлении минимальной цены (картель минимальных цен), и процента скидок (картель согласованных размеров скидок), и типовой формулы расчета (калькуляционный картель).

Основные признаки ценового сговора: одинаковые цены, их синхронное изменение и повышение в одних и тех же пределах. Картели этого вида появились одними из первых.

Одним из показательных дел по преследованию картели на рынке является дело в отношении ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Лукойл", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. ФАС России по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин роста цен и предостережением от их необоснованного роста. Однако рост цен продолжился, и составил 53% на дизельное топливо зимнее. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.

ФАС России усмотрела в действиях компаний следующие признаки нарушения: установление и поддержание монопольно высоких цен; изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен; создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц ВИНК, по сравнению с не входящими в одну группу лиц.

Квалификация картеля осуществлялась с учетом фактического поведения участников рынка и на основании всех исследованных обстоятельств дела.

 

  1. Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков. Сговор по разделу территорий, клиентов, рынков основан на соглашении о распределении клиентов, территорий (региональный картель), объемов продаж и закупок (экспортный и импортный картель) и ассортимента реализуемых товаров (картель специализации). Для картелей этого вида характерны следующие признаки: работают только в определенных городах, не интересуются "чужими" территориями или клиентами, не увеличивают предложение товара, даже если на него наблюдается высокий спрос.

 

  1. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов основан на соглашении между конкурентами об условиях получения подряда, заключенном до начала торгов.

Около 80 % возбужденных в 2017-2018 годах году ФАС дел являются сговоры на торгах. Картели на торгах видоизменились, они стали более масштабными, организованными и зачастую имеют все признаки организованных преступных групп.

Если в предыдущие периоды в картельные сговоры вступали обычно 2–3 хозяйственных субъекта, то в настоящее время количество компаний, участвующих в сговоре, может исчисляться десятками, а количество эпизодов картельной деятельности сотнями. Данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок.

Ежегодный ущерб только от сговоров на торгах, проводимых по 44-му федеральному закону, составляет сотни миллиардов рублей. Картели стали одной из угроз экономической безопасности государства.

Картели начали меняться качественно: «срок жизни» картеля увеличился в среднем до 2–3 лет, и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях десятками, то сейчас «нормой» стали десятки и сотни аукционов, поглощаемых одним картелем.

Практически треть антиконкурентных соглашений связана с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог (29%). Лекарственные препараты – 16%, продукты питания – 8%, транспортные перевозки – 7 %; жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – 3%; охрана и безопасность – 3%; IT – 2%, ГСМ – 2%. (рис.1).

Рис. 1. Сферы экономической деятельности с наибольшим числом нарушений ст.11, 16 закона о защите конкуренции за 2018 год.

Самой распространенной формой нарушения являются картели на торгах и антиконкуретные соглашения между заказчиком и участниками торгов. Сегодня деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения охвачена практически вся территория Российской Федерации, и это, несомненно, оказывает негативное влияние на состояние конкуренции как на федеральных, так и на региональных товарных рынках

Противодействие картелей на торгах было поставлено одной из главных задач ФАС России в 2018 году и на перспективу 2019 года, в связи с тем, что выявляются картели, влияющие на экономику всей страны, на целые отрасли, а также существенно деформируют и искажают конкуренцию в системе государственных закупок.

Общая сумма торговых процедур, которые выиграли участники, подозреваемые в картелях, составила более 130 млрд руб.

Масштабы деятельности картелей таковы, что для их успешного сдерживания необходимо осознание обществом опасности таких деяний. Картель опасен сам по себе: повышение цен или раздел товарного рынка ограничивают конкуренцию и вредны, как для экономики в целом, так и для каждого отдельного потребителя.

По большому счету, потерпевшему должно быть все равно как были отняты у него деньги: вор вытащил из кармана кошелек или сговорившиеся торговцы неправомерно подняли цены. Разница лишь в способе изъятия денег, а результат один.

Обнаружение картелей требует от антимонопольных органов значительных издержек и усилий, поскольку такого рода соглашения хозяйствующими субъектами держатся в тайне. Картельный сговор может носить, как письменный, так и устный характер. Необходимо выполнить большой объем работы, чтобы доказать устный картельный сговор, в некоторых случаях это просто не представляется возможным. Учитывая значительные общественные потери от картелей и высокие издержки борьбы с ними, поиск инструментов, позволяющих повысить эффективность данного направления антимонопольного регулирования, представляет собой весьма актуальную проблему.

Антимонопольным органом используются десятки косвенных доказательств, которые в совокупности доказывают наличие картеля. Антимонопольной службой сформирована законодательная база и единообразная правоприменительная практика, повысились раскрываемость дел и качество доказательственной базы.

Достаточно недавно Президиум ФАС России обобщил наработанную практику — выпустил разъяснение «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах». Настоящие разъяснения определяют особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах.

Данный документ призван повысить результативность расследований, и, несомненно, он сыграет свою положительную роль. Одним из относительно новых инструментов борьбы с картелями в арсенале антимонопольных органов является программа ослабления наказания за участие в сговоре.

Впервые внедренная в США в 1978 г, но затем получила широкое распространение и в других странах.

Антимонопольной службой постепенно нарабатывается опыт правоприменения, который сегодня позволяет достаточно эффективно выявлять и доказывать картели, отстаивать решения в суде.

Прошедший год был ознаменован резким ростом числа дел об антиконкурентных соглашениях: если ранее за год их число составляло порядка двухсот, то на данный момент — это более четырехсот дел и еще 228 дел о сговорах с участием органов власти. Это обусловлено целым рядом факторов.

Например, всплеском дел, связанных с картелями на рынках производства и поставок продуктов питания. Там, где была большая составляющая импорта. Цены на эти группы товаров росли из-за дефицита, связанного с санкциями, нестабильным курсом доллара и евро. Но некоторые российские производители решили воспользоваться ситуацией и поднять цены на свою продукцию, о чем и договаривались между собой.

Следует отметить, что антимонопольная служба плодотворно сотрудничает с зарубежными коллегами в области борьбы против картелей. ФАС России входит в рабочие группы по картелям Международной конкурентной сети (МКС), объединяющей 143 антимонопольных ведомства различных стран мира. Были выбраны сопредседателями подгруппы по правоприменительной практике, где достигли значительных успехов.

Так именно по инициативе ФАС РФ совместно с зарубежными коллегами было разработано методическое пособие по выявлению сговоров на торгах, обобщающее лучшую мировую практику и передовые методики выявления подобных соглашений. По отдельным методикам расследования продвинулись далеко вперед по сравнению со многими развитыми странами.

В 2015 году был разработан проект международной конвенции по борьбе с картелями и проведены основные внутригосударственные согласования. Если нам удастся реализовать этот глобальный проект, то международное сотрудничество в области противодействия картелям выйдет на принципиально новый, высокий уровень.

В 2017 году была принята стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ, где картели впервые были обозначены, как одна из угроз экономики РФ, в связи с чем Президентом РФ был подписан перечень поручений, направленных на пресечение и предотвращение деятельности картелей.

Основа любой рыночной экономики — конкуренция, в свою очередь антиконкурентные соглашения влекут за собой негативные последствия для экономики и потребителей, и входят в число основных угроз для рыночной экономики. Картельные соглашения угрожают экономической безопасности РФ, наносят существенный вред стратегически важным отраслям экономики, а также причиняют ущерб бюджету РФ, ведь ежегодный объем закупок для государственных нужд превышает 30 триллионов рублей, выступает причиной, которая подрывает экономическую безопасность страны.

Картель является одним из самых тяжких нарушений антимонопольного законодательства, за которое предусмотрены все виды публичной ответственности: административная (в виде немалого штрафа) и уголовная (в виде лишения свободы). При таких серьезных последствиях отношение к установлению и доказыванию картеля должно быть соответствующе серьезным, а следовательно, описанные проблемы нужно решать. Например, законодательно закрепить основные признаки анти конкурентных соглашений, внести изменения в постановление пленума ВАС РФ от 30 июня 2003 г. № 30 «О некоторых вопроса: возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

На сегодняшний день картельные соглашения уже признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в стратегию экономической безопасности, вслед за этим необходимо предпринять ряд мер по обновлению антимонопольного законодательства, ответственность за картельные соглашения необходимо адаптировать под быстро развивающиеся отношения между хозяйствующими субъектами, а также прививать в обществе нетерпимость к картельным соглашениям.

 

Руководитель УФАС по КЧР Уракчиев А. С.

 

 

 

 

 

 

Наверх