"Контроль 44-ФЗ в 4 квартале 2019 года"
29 ноября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

  1. Осуществляя государственную функцию контроля за соблюдением 44-ФЗ в 4 квартале 2019 года, УФАС по КЧР вновь обращается ко всем Заказчикам, Уполномоченному органу по проведению закупок, Комиссиям Заказчиков на обязательность соблюдения норм 44 ФЗ при проведении закупок в рамках национальных проектов.

Итак, вновь обращаемся к закупкам, проводимым в рамках национальных проектов.

В 4 квартале 2019 года таких закупок по поступившим жалобам на момент проведения общественных слушаний - 10 , поведенных проверок -10.

Большое количество нарушений закона о контрактной системе выявлено по нарушению Комиссиями заказчиков правил допуска по первым и вторым частям заявок к участию в торгах, т.е. нарушения 67, 69 статей Закона о контрактной системе.

Пример: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии Уполномоченного учреждения при проведении совместного Аукциона на закупку лекарственных средств.

  • мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии Уполномоченного учреждения неправомерно признавшей Победителя Аукциона. При рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе Аукционной комиссией не применялись нормы становления Правительства от 30.11.2015г. №1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Приказа от 04.06.2018г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия Уполномоченного учреждения действовала в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 315 324 (один миллион триста пятнадцать тысяч триста двадцать четыре) рубля 00 копеек.

На участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0879500000119000060 от 21.10.2019г., на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе заявки с идентификационными номерами №22, 50, 204, 236 были признаны соответствующими требованиям документации о проведении Аукциона.

  • Комиссия единогласно приняла решение заключить контракт с участником закупки с идентификационным номером заявки №22 с предложением цены контракта 993 057,14рублей.

1.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении Аукциона, в разделе 36 «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами информационной карты документации о проведении Аукциона Уполномоченным учреждением установлен запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе: Постановление Правительства РФ от 30.11.2015г. №1289. Применение национального режима при осуществлении закупки: Приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018г. №126н.

Раздел 26 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе» информационной карты документации о проведении Аукциона содержит требования ко второй части заявки: Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе: – копия Регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации); документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: декларация страны происхождения поставляемого товара (в соответствии с Приказ Министерства финансов РФ от 04.06.2018г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных нужд». (далее – Приказ № 126 н);

- участник закупки вправе предоставить декларацию о соотношении товаров, происходящих из государств – членов Евразийского экономического союза, и товаров иностранного происхождения; сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства – члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.

Согласно части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

  • протоколу подведения итогов электронного аукциона №0879500000119000060 от 21.10.2019г., на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе заявки с идентификационными номерами №22, 50, 204, 236 были признаны соответствующими требованиям документации о проведении Аукциона.
  • комиссия единогласно приняла решение заключить контракт с участником закупки с идентификационным номером №22 , который предложил более низкую цену контракта 993 057,14рублей и заявка на участие в Аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.

Пунктом 1 Постановления Правительства №1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Пунктами 1(1), 1(2) Постановления Правительства №1289 установлено:

- в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

-подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. №77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза», или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.

В силу пункта 2 Постановления Правительства №1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:

а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;

б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015г. №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

На заседание Комиссии представитель Уполномоченного учреждения в своих возражениях сообщил, что на участие в Аукционе поступило 4 заявки. Все заявки допущены к участию в Аукционе, участники признаны Аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о проведении Аукциона. Ценовые предложения подали все участники закупки.

 

При изучении заявок с идентификационными номерами №22, 50, 204, 236 Комиссией УФАС по КЧР установлено:

- Участник закупки с идентификационным номером заявки №22 в первой части заявки продекларировал наименование страны происхождения товара (цефепим) – Республика Беларусь. Во второй части заявки участником представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения, и Сертификат о прохождении товара СТ – 1, согласно которым производителем товара является РУП «Белмедпрепараты», Республика Беларусь.

- Участник закупки с идентификационным номером заявки №50 в первой части заявки продекларировал наименование страны происхождения товара (цефепим) – Россия. Во второй части заявки участником представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения, и Сертификат о прохождении товара СТ – 1, согласно которым производителем товара является ОАО «Синтез», Россия.

- Участник закупки с идентификационным номером заявки №204 в первой части заявки продекларировал наименование страны происхождения товара (цефепим) – Индия. Во второй части заявки участником представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения, согласно которому производителем товара является Оксфорд Лабораториз Пвт. Лтд., Индия.

- Участник закупки с идентификационным номером заявки №236 в первой части заявки продекларировал наименование страны происхождения товара (цефепим) – Республика Беларусь, Россия. Во второй части заявки участником представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения, и Сертификат о прохождении товара СТ – 1, согласно которым производителями товара являются РУП «Белмедпрепараты», Республика Беларусь, ООО «Компания «ДЕКО», Россия.

Из вышеизложенного следует, что заявки участников закупки с идентификационными номерами заявок №22, 50, 236 содержали предложение о поставке товара различных производителей ЕАЭС, и во второй части заявки подтвердили страну происхождения закупаемого товара.

Заявка с идентификационным номером № 204 содержит сведения о стране происхождения товара Индия (иностранный товар), следовательно, заявка на участие в Аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе и подлежит отклонению Аукционной комиссией.

В соответствии с пунктом 1.4 Приказа №126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. №1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, №49, ст. 6981) (далее - Постановление №1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:

а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;

б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;

в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;

г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления №1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте «а» настоящего подпункта.

Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.

Так как заявка с идентификационным номером №204 не была отклонена Аукционной комиссией Уполномоченного учреждения, то при определении Победителя Аукциона не были применены Постановление Правительства №1289 и Приказ №126н.

При этом, в нарушение требований частей 1, 2, пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией было принято решение о соответствии заявки участника закупки с идентификационным номером №204.

  • действия Аукционной комиссии Уполномоченного учреждения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Кроме того, при проведении внеплановой проверки размещенной закупки, было установлено нарушение следующих норм закона о контрактной системе:

-неверно установлены требования к участнику закупки , с нарушением ч.1 ст.31,

- в недействующих редакциях закона установлены требования к первой и второй частям заявок участников;

- сделаны ссылки на утратившие силу части статьи 95;

- не верно установлен срок возврата денежных средств , внесенных в качестве обеспечения контракта – нарушена ч.27 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения выявлены еще по 2 жалобам, касающимся закупки лекарственных средств из чего следует, что Заказчики не разобрались в правилах применения постановления Правительства РФ № 1289.

 

  1. Относительно проведенных внеплановых проверок .

 

Как уже не раз говорилось ранее , внеплановые проверки проводятся специалистами управления по поступающим письмам Прокуратуры города и республики, по запросам иных контрольных органов, по информации, поступающей из ФАС России .

Пример:

Проведение электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение оборудования (мебель) для создания в Карачаево – Черкесской Республике Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 2019 году в рамках реализации регионального проекта «Современная школа», номер извещения 0179200001919000480, начальная (максимальная) цена контракта 1 495 357,00 руб.);

 

На участие в Аукционе №0179200001919000480 подано 4 заявки;

В соответствии протоколом подведения итогов Аукциона №0179200001919000480 от 08.08.2019г. контракт заключается с Победителем Аукциона – ООО «ДЭФО-МСК», с предложением цены контракта 942 523 руб .

  1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017г. №1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление №1072) установлен перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

Пунктом 1 Постановления №1072 установлено, что в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.

Предметом контракта по указанной закупке является приобретение оборудования (мебель): - 1)Комплект мебели в количестве 19шт. - код ОКПД2 - 31.01.12.160. Указанные товары входят в перечень утвержденный Постановлением №1072.

Вместе с тем, изучив документацию о проведении Аукциона, Инспекцией установлено, что Заказчиком не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением №1072.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

  1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Раздел 8 «Инструкция по заполнению заявки» документации о проведении Аукциона содержит указание на инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Инспекцией установлено, что в технической части документации о проведении Аукциона установлены показатели (технические и качественные характеристики) товара, сопровождающихся значениями «≤ или ≥», при этом инструкция не содержит указаний как при формировании первой части заявки следует указывать данные значения.

Таким образом, не установив надлежащую инструкцию по заполнению заявок в документации о проведении Аукциона, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Кроме того, считаю нужным отметить следующее.

ФАС России проведены выборочные проверки закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции , капитальному ремонту сносу объектов капитального строительства. Проверками было установлено, что заказчики систематически не соблюдают требования части 3.1 статьи 66 44-ФЗ согласно которым, в случае если документация при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции , капитальному ремонту сносу объекта капитального строительства содержит проектную документацию, утвержденную в порядке , установленном законодательством о градостроительной деятельности, в том числе сметную часть проектной документации , первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях , предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Это положение законодательства отдельно контролируется ФАС России, направлением в территориальные органы перечня закупок в соответствующем регионе , в которых выявлены подобные нарушения для проведения внеплановых проверок и применения соответствующих санкций к лицам, допустившим это нарушение.

 

3. И в завершении публичных слушаний немного информации о том , как правильно закупить иностранное программное обеспечение.

Запрет устанавливается в общем порядке при закупке программного обеспечения, включая исключительные права и права использования такого ПО (п. 2 Постановления N 1236).

Запрет не распространяется на ПО, включенное в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов ЕАЭС (п. 2 Постановления N 1236). Требовать в документации (извещении) представить документы, подтверждающие страну происхождения ПО, не надо. Таким подтверждением будет его наличие в российском или евразийском реестре ПО (п. 2(2) Постановления N 1236).

Заказчики не должны устанавливать запрет, если (п. п. 2, 3, 4 Постановления N 1236):

  1. закупка связана с гостайной или необходима для нужд отдельных заказчиков на территории иностранного государства;
  2. программы нужного вам класса в ЕАЭС не создаются. Это нужно проверить в едином реестре российских программ и реестре евразийского программного обеспечения;
  3. программа того же класса есть в реестрах, но вам она не подходит и вы можете обосновать это.

В последних двух случаях потребуется обосновать невозможность установить запрет. Требований к форме обоснования нет, но оно обязательно должно содержать сведения, предусмотренные п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением N 1236, в частности:

  • причину невозможности установить запрет (в реестрах нет ПО нужного класса или аналог не подошел);
  • требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО и характеристики всех аналогов из реестра, которые не соответствуют им (в случае, если аналог не подошел).

Обоснование надо разместить в ЕИС одновременно с извещением о закупке (п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением N 1236).

 

3.1 Как применить запрет на закупку (прокат) иностранных товаров легкой промышленности.

Такой запрет устанавливается в общем порядке, если код объекта закупки по ОКПД2 включен (п. 1 Постановления N 791):

  • в Перечень N 1, утвержденный Постановлением N 791, - при закупках для федеральных нужд (за исключением гособоронзаказа);
  • Перечень N 2, утвержденный Постановлением N 791, - при закупках для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд.

Запрет не распространяется на товары из государств - членов ЕАЭС (п. 1 Постановления N 791).

Запрет не нужно устанавливать, если товар не производят в государствах - членах ЕАЭС (п. 1 Постановления N 791).

 

Как подтвердить отсутствие производства в государствах - членах ЕАЭС

Вы можете подтвердить, что товары из перечней, утвержденных Постановлением N 791, не производятся в России, с помощью заключения Минпромторга России (п. 3 Постановления N 791). Правила его выдачи для федеральных нужд утверждены Приказом Минпромторга России от 10.09.2014 N 1776. Полагаем, что они могут применяться и при выдаче заключений для осуществления закупок для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд.

Добавим, что законодательством РФ не урегулировано, как можно подтвердить, что указанные товары не производятся в странах ЕАЭС. Рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минпромторг России (Письмо от 02.03.2016 N ЕВ-12216/08).

 

В документации (извещении) предусмотрите следующее:

  • укажите, что участник должен представить документы, подтверждающие страну происхождения товара.

Специального документа, подтверждающего страну происхождения, в данном случае не установлено. Полагаем, что участник вправе представить сертификат СТ-1, декларацию о происхождении товара или иной документ, выданный ему уполномоченным органом. Такой вывод можно сделать из анализа положений Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, судебной практики, п. 6 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), а также Письма Минпромторга России от 02.03.2016 N ЕВ-12216/08;

  • установите дополнительное требование - при производстве товаров (оказании услуг) могут использоваться только материалы или полуфабрикаты из государств - членов ЕАЭС (п. 1 Постановления N 791).

Дополнительное требование нужно установить при проведении любых закупок товаров из перечней, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя) и в рамках гособоронзаказа, если в ЕАЭС есть производство таких материалов и полуфабрикатов (п. п. 1, 2 Постановления N 791).

При рассмотрении заявок отклоните заявки или отстраните от закупки участников, которые не представят установленные документы.

В ходе исполнения контракта проконтролируйте, чтобы товар (услуга) соответствовал условиям контракта.

 

 

Заместитель руководителя Г.П.Аврахова

 

Наверх