К публичным слушаниям
20 марта 2020 года.
Настал 2020 год, последний год, в котором заканчивается срок, на который был разработан план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 16.08.2018г. № 1697-р был утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - План). Сегодня уже разработан одноименный План до 2025 года.
Статьей 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией РФ и является одной из основ конституционного строя РФ.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.
На современном этапе, учитывая динамику товарных рынков, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации, необходим единый план мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции.
Целями плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - план развития конкуренции) являются:
повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;
стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.
Контрольные показатели реализации плана развития конкуренции в отраслях экономики в каждом виде деятельности, указанном в приложении к плану развития конкуренции:
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
Текущее значение |
2020 год |
Ответственные исполнители |
|
1. |
Обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу <1> |
количество субъектов |
нет данных <2> |
присутствие в каждом виде деятельности не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности |
2. |
Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом |
количество нарушений |
3725 <3> |
не более 1862 |
ФАС России |
3. |
Увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказов |
процентов |
15,4 процента <4> |
не менее 31 процента |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности |
4. |
Увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства |
процентов |
11,2 процента <5> |
не менее 18 процентов |
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной |
Определены ожидаемые результаты:
… -сокращение доли несостоявшихся закупок в области дорожного хозяйства, а также исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации |
|
|||
Препятствование возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства |
|
|||
Обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи |
|
|||
|
|
|
||
|
|
Обеспечение на товарных рынках в сфере жилищно-коммунального хозяйства присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу |
||
|
Исключение тарифной дискриминации |
|
||
|
Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования |
|
||
|
Создание условий в области промышленности для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках |
|
||
|
Увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории Российской Федерации ….. |
|
||
Часть плана развития конкуренции , который необходимо выполнить в 2020 году:
- реализация мер, направленных на недопущение ограничения конкуренции при подготовке предложений по установлению верхнего предела среднегодового дохода хозяйствующего субъекта, определяющего его право на получение государственной поддержки, предоставляемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и предоставлении государственной поддержки с/х производителям;
подготовка предложений по установлению верхнего предела среднегодового дохода хозяйствующего субъекта, определяющего его право на получение государственной поддержки, предоставляемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы |
|
||||
проведение анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в части выявления избыточных требований к получателям субсидий на региональном уровне, по результатам которого рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, закрепляющее право Правительства Российской Федерации определять условия предоставления субсидий по тем направлениям, по которым осуществляется финансирование из федерального бюджета |
|
||||
совершенствование механизма выдачи гарантий Правительства Российской Федерации по сделкам, связанным с оплатой продукции, поставленной в страны Содружества Независимых Государств, в том числе Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию |
|
||||
|
|
||||
подготовка предложений по установлению верхнего предела среднегодового дохода хозяйствующего субъекта, определяющего его право на получение государственной поддержки, предоставляемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2 кв.2020г. |
II квартал 2020 г. |
Минсельхоз России, Минэкономразвития России |
|
проведение анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в части выявления избыточных требований к получателям субсидий на региональном уровне, по результатам которого рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, закрепляющее право Правительства Российской Федерации определять условия предоставления субсидий по тем направлениям, по которым осуществляется финансирование из федерального бюджета |
доклад в Правительство Российской Федерации |
4кв.2020г. |
IV квартал 2020 г. |
Минсельхоз России, Минэкономразвития России, ФАС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
совершенствование механизма выдачи гарантий Правительства Российской Федерации по сделкам, связанным с оплатой продукции, поставленной в страны Содружества Независимых Государств, в том числе Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию |
|
|
IV квартал 2020 г. |
Минсельхоз России |
|
Дорожное строительство.
Внесение изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах РФ, направленных на развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов в границах субъектов РФ, включающих развитие поставки нефтепродуктов ( в том числе обеспечение на рынке в качестве поставщиков нефтепродуктов не менее трех хоз.субъектов , не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.
Внесение изменений в ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ с в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» в части возможности принудительной продажи акций компании в случае выхода антимонопольного органа с соответствующим иском в суд - 1 кв. 2020г.
Проведение анализа и установление единых правил организации приема платежей через официальные сайты ФОИВ в сети ИНТЕРНЕТ, Единый портал государственных и муниципальных услуг и государственную информационную систему ЖКХ, в т.ч. предполагающих установление порядка и условий проведения на периодической основе конкурентного отбора хоз.субъектов, обеспечивающих осуществление платежей в рамках указанных ресурсов , а также порядка информирования потребителей обо всех существенных условиях осуществления платежей в рамках указанных ресурсов. – 2 кв. 2020г.
Законодательное закрепление института обязательных заключений ФАС РФ об оценке стандартов ( правил) профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка на предмет возможности ограничения конкуренции.
Как было сказано выше, одним из ожидаемых результатов внедрения «дорожной карты» явилось – препятствованию возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ на содержание , ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.
Постановлением Правительства от 17 июня 2019г. № 1314-р утверждена межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на период 2019-2023 годов. Приложением № 2 утвержден ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МЕР ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КАРТЕЛЕЙ И ИНЫХ ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНКУРЕНЦИЮ СОГЛАШЕНИЙ НА 2019 - 2023 ГОДЫ . Коротко коснемся отдельных из них:
|
Разработка методики оценки латентности картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в экономике (в разрезе сфер народного хозяйства), оценки доходов участников картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений от противоправной деятельности, причиненного ущерба государству, экономике и гражданам |
методические рекомендации |
апрель 2020 г. |
ФАС России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России |
обеспечение научно обоснованной оценки латентности картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений и предполагаемого ущерба от противоправной деятельности |
|
Разработка методики выявления, пресечения и профилактики картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на товарных рынках и на торгах в условиях цифровой экономики |
методические рекомендации |
март 2020 г. |
ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
совершенствование методического обеспечения борьбы с картелями в условиях цифровизации экономики |
|
Организация проведения Евразийского форума по картелям в 2019 и 2021 годах |
доклад в Правительство Российской. Федерации |
2019 год, 2021 год, 2023 год |
ФАС России |
анализ лучших практик по расследованию дел о нарушении антимонопольного законодательства с участием научных экспертных сообществ |
III. Проведение практических мероприятий |
|||||
|
Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 - 2023 годы |
ФАС России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России |
снижение количества ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики |
|
Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, а также преступлений коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 - 2023 годы |
ФАС России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России |
снижение количества ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации |
|
Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, препятствующих закупкам товаров российского производства, с участием иностранных компаний и государственных заказчиков |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 - 2023 годы |
ФАС России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России |
повышение конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей |
|
Осуществление межведомственного взаимодействия по выявлению, пресечению и расследованию картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на заседаниях экспертной группы при межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 - 2023 годы |
Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России, ФАС России, Росфинмониторинг |
совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках борьбы с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями |
|
Организация работы по взысканию в судебном порядке ущерба, причиненного государству картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, заключенными на торгах, а также расторжение договоров, заключенных по результатам таких торгов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 - 2023 годы |
ФАС России |
повышение эффективности возмещения ущерба, причиняемого картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями |
|
Систематическое освещение в средствах массовой информации проводимых мероприятий по противодействию картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 - 2023 годы |
ФАС России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России |
повышение информированности граждан, формирование в обществе негативного отношения к картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям |
|
Повышение эффективности исполнительного производства по делам о взыскании административных штрафов, налагаемых антимонопольным органом за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
|
доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 - 2023 годы |
ФССП России, ФАС России |
сокращение количества невзысканных административных штрафов, налагаемых антимонопольным органом за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
В развитие данного постановления ФАС России 07.10.2019 года издан приказ № 1311/19 «Об утверждении плана графика ФАС России по исполнению межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 17.06.2019 № 1314-р», которым закреплены и совершенствование законодательства РФ в данной сфере , и проведение практических мероприятий , и обучение и подготовка кадров и межведомственное взаимодействие с иными контрольно-надзорными органами в данной сфере. Проблеме пресечения образования картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений уделяется достаточно большое внимание со стороны всех контрольно-надзорных органов .
И самое основное: за организацию картелей предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса РФ. Ограничение конкуренции
1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, -
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 45-ФЗ)
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.
Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двести пятьдесят миллионов рублей.
2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.
3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Врио руководителя Г.П.Аврахова