ДОКЛАД по 44-ФЗ к публичным обсуждениям правоприменительной практики 20.03.20
06 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

по вопросу контроля законодательства о закупках в 1 квартале 2020 года

  1. Продолжая практику исполнения государственной функции по контролю соблюдения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» специалистами отдела контроля закупок проделана значительная работа.

Так, на момент проведения сегодняшних слушаний в управление с жалобами на действия Заказчиков, Комиссий Заказчиков, Уполномоченного органа заявители обратились более 50 раз; проведено 9 контрольных мероприятий по письмам Прокуратуры, поступило 5 ходатайств о включении в Реестр недобросовестных поставщиков.

Значительное количество жалоб (17) поступило на действия Заказчика при организации торгов по выполнению ремонта дорог в г.Черкесске.

Также были жалобы на обустройство спортивных площадок в разных районах республики, жалобы на ремонт мостов. Надо отметить, что большинство жалоб, рассмотренных в 1 квартале 2020 года были признаны Комиссией управления необоснованными. Кроме того, отмечаем, что практически все жалобы поступили на закупки, проводимые в рамках реализации национальных проектов.

 

Однако, при проведении внеплановых проверок, в некоторых случаях, несмотря на то, что доводы жалобы признавались Комиссией необоснованными, Заказчики были признаны нарушившими нормы 44-ФЗ.

 

Пример 1 . Была признана Комиссией управления жалоба обоснованной на капитальный ремонт моста через речку на км 15+223 автомобильной дороги межмуниципального значения Ураковская - Эрсакон (далее – Аукцион), номер извещения №0179200001920000009. По результатам рассмотрения Уполномоченный орган был признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 30, пункт 4 статьи 42 Закона о контрактной системе; Заказчик - нарушившим часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Предписание не выдавалось, так как закупка была отменена.

 

Пример 2. Одно из медицинских учреждений республики провело закупку на поставку средств моющих (далее – Аукцион), номер извещения №0379100000720000007. Закупка была признана необоснованной, а Заказчик , разместив аукционную документацию в старой редакции Закона № 44-ФЗ , допустил значительное количество нарушений - нарушил пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 2 части 3, пункт 2 части 5, части 6, 6.1, 8, 8.1, 8.2, пункт 6 части 11, часть 15 статьи 65, подпункт б пункта 2 части 3 статьи 66, части 2, 10 статьи 67, части 3, 5, 17, 19 статьи 68, части 2, пункт 1 части 6, часть 10 статьи 69, пункт 1 части 1, пункт 1 части 2, часть 4 статьи 71, части 3, 6, 7, 7.1, 7.2, 7.3, 8 статьи 96 Закона о контрактной системе. Выдано предписание об отмене закупки.

Несмотря на то, что мы регулярно на общественных слушаниях говорим Вам о том, что допускаются одни и те же нарушения законодательства о закупках, нарушений не становится меньше.

В цифрах это выглядит следующим образом: в 1 кв. 2019 года жалоб поступило - 20, в 1 кв. 2020 года – 53 , выдано предписаний в 1 кв. 2019 года – 11, в 1.кв. 2020 г. – 11.

 

 

2. И , как обычно , мы знакомим наших слушателей с новеллами 44-ФЗ.

Регистрация в ЕИС обязательна для всех.

С 1 января нельзя участвовать в закупках без регистрации в ЕИС. При нарушении этого правила оператор электронной площадки вернет заявку участнику.

Начал работать ГИС "Независимый регистратор"

С 1 января система должна отслеживать работоспособность ЕИС и электронных площадок, а также фиксировать (в том числе с помощью видео) действия участников контрактной системы.

Участники должны указывать страну происхождения товара

С 1 января это обязательно для всех закупочных процедур, кроме электронного запроса котировок, независимо от того, применяется ли нацрежим. Информация о стране происхождения товара нужна и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

В связи с этим заказчику нужно скорректировать в документации требования к составу заявки, а комиссии - учитывать новшества при рассмотрении заявок.

Казначейство должно контролировать соблюдение правил нацрежима при исполнении контрактов

С 1 января заказчик при заключении контракта должен направлять в реестр контрактов информацию о стране происхождения товара, если при закупке были предусмотрены условия, запреты или ограничения допуска. Для исполненных контрактов заказчик обязан делать это с 7 ноября 2019 года.

С 1 января Казначейство должно проверять соответствие этой информации условиям контракта как на момент его заключения, так и на момент исполнения. Если наименование страны происхождения, направленное заказчиком, не соответствует условиям контракта, то результат проверки будет отрицательным, сведения в реестр контрактов не включат.

 

Стало больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла

С 8 января помимо случаев, установленных Правительством, контракт жизненного цикла можно заключить при закупке новых машин и оборудования.

С 31 января перечень работает в новой редакции: в него включили закупки некоторых видов медицинской техники.

Начал применяться новый перечень ЖНВЛП

В список на 2020 год вошли 24 новых препарата, лорноксикам был исключен. Сверяйтесь с актуальным списком при закупке лекарств.

 

С 1 апреля

С этой даты заработает новая редакция Закона N 44-ФЗ. При этом поправки носят скорее технический характер. Для заказчиков и участников закупок ничего не меняется.

Так, упорядочат перечень данных, которые контролирует Казначейство. Ведомство будет следить за:

- непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения, утвержденным и доведенным до заказчика;

- соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.

Для контроля через ЕИС ведомство сопоставит:

- извещения об осуществлении закупок и информацию в планах-графиках;

- протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и информацию в извещениях;

условия проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, и информации в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

Что изменится с 1 июля

Электронный запрос котировок будут проводить быстрее и с большей НМЦК

Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от СГОЗ.

Меньше времени дадут на подачу заявок и заключение контракта. Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок.

Участник будет предоставлять в заявке больше сведений. Например, нужно будет приложить документы, подтверждающие соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. А вот страну происхождения участник будет указывать, только если заказчик запросил эту информацию в извещении. Изменится и порядок рассмотрения заявок.

 

Согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком будут иначе

Заключение контракта потребуется согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Будут проводить электронные малые закупки

Заказчик сможет проводить такие закупки на сумму до 3 млн руб. с учетом годового лимита.

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара, а заказчик - размещать извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. Оператор электронной площадки выберет пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу и направит заказчику. Дальнейшая процедура пройдет в упрощенном порядке.

 

Диана Керейтова, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок УФПАС по КЧР.

 

 

 

Наверх