Итоги работы УФАС по КЧР в 3 квартале 2018 года по исполнению государственной функции по контролю размещения закупок и нововведения 44-ФЗ
29 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Продолжая работу по исполнению государственной функции контроля за соблюдением Федерального закона о контрактной системе ( далее – Закона № 44-ФЗ) и подводя промежуточные итоги работы отдела контроля закупок нашего управления в 3 квартале 2018 года, хотелось бы вначале привести немного статистических данных.

В истекшем периоде ( на момент проведения общественных обсуждений) управлением рассмотрены 25 жалоб на действия заказчиков , комиссий Заказчиков, уполномоченного органа.

Наибольшее количество жалоб поступило при проведении торговых процедур при закупках лекарственных средств и изделий медицинского назначения ( шприцы , перчатки). При этом жаловались при закупках на приобретение компьютерной техники, заправку картриджей , поставку химических реактивов, моющих средств, на приобретение уличных фонарей, скамеек, реконструкцию домов культуры в отдельных районах, строительство административных зданий, руслоочистительные и дноуглубительные работы на реках республики.

Из общего количества жалоб 7 признаны обоснованными, 7 – необоснованными , выдано 7 предписаний , одна жалоба признана обоснованной частично. 6 жалоб было отозвано Заявителями до рассмотрения по существу.

Кроме рассмотрения поступающих в отдел жалоб специалистами управления проведено 7 внеплановых контрольных мероприятий: по обращениям Прокуратуры КЧР, прокуратуры города Черкесска, по письмам Полномочного представителя Президента РФ в КЧР. Были проверены два Министерства республики,(одно из них дважды, по разным письмам, различные закупки) , две больницы, КЧР КП «ДКС» . По результатам проверок было выдано 5 обязательных для исполнения предписаний.

Нарушения: Как и в предыдущем квартале наиболее часто встречающимися видами нарушений становились нарушения при описании Заказчиками всех уровней технического задания аукционной документации и размещением в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) итогов проведения торгов, а именно нарушения статьи 103 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…» , выразившиеся в нарушении сроков размещения документов о приемке товаров , документов об оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также не размещении отчетов об исполнении контракта.

  1. В качестве примера , акцентируя внимание на недопущение выявленных нарушений, хочу обратить ваше внимание на одно из контрольных мероприятий учреждения здравоохранения .

В УФАС по КЧР с письмом о проведении проверки обратилась Межрайонная прокуратура республики. Проверке подлежали закупки, размещенные до вступления в силу изменений в Закона № 44-ФЗ от 01 июля 2018 года.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Инспекция установила следующее.

1. В соответствии с извещением о проведении Аукциона, Заказчиком заключен государственный контракт от 01.02.2018г. с ООО «….» по цене 251 452,08 (двести пятьдесят одна тысяча четыреста пятьдесят два) рубля 8 копеек.

1) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Инспекцией установлено, что в документации об Аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, не установив инструкции по заполнению заявок в документации об Аукционе, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2) В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление № 1063) утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017г. № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Постановление № 1042), которое вступило в силу 09.09.2017г.

В разделе 7 «Порядок разрешения споров и ответственность сторон» проекта контракта документации об Аукционе установлена ответственность сторон в соответствии с Постановлением № 1063.

Таким образом, указанные действия Заказчика, не установившего надлежащим образом ответственность сторон нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе. Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3) В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех ( Пяти с 01.07.18г. ) рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно.

Согласно пункту 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В соответствии с пунктом 6.6. государственного контракта от 01.02.2018г. Г Заказчиком установлено: «Товар считается принятым Заказчиком в момент подписания им акта о поставленных товарах».

В материалы проверки были представлены товарные накладные от 02.02.2018г. № 31 на сумму 88 972,08 руб., от 08.05.2018г. № 220 на сумму 49 300,00руб., от 29.05.2018г. № 273 на сумму 21 000,00руб., акты приемки партии товара от 09.02.2018г. б/н на сумму 88 972,08руб., от 16.05.2018г. б/н на сумму 49 300,00руб., от 08.06.2018г. б/н на сумму 21 000,00руб., платежные поручения от 11.04.2018г. № 286201 на сумму 88 972,08руб., от 12.07.2018г. № 530211 на сумму 49 300,00руб., от 13.07.2018г. № 533260 на сумму 21 000,00руб., которые не размещены Заказчиком в реестре контрактов.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

4) В соответствии с частью 1 статьи 94 Закон о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В извещении и документации о проведении Аукциона установлено ограничение в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2.4. раздела 2 «Цена договора и порядок расчетов» государственного контракта установлено: «Оплата по настоящему договору производится Заказчиком, в течение 10 календарных дней со дня подписания акта поставки товара».

Сторонами подписаны товарные накладные от 02.02.2018г. № 31 на сумму 88 972,08 руб., от 08.05.2018г. № 220 на сумму 49 300,00руб., от 29.05.2018г. №273 на сумму 21 000,00руб., акты приемки партии товара от 09.02.2018г. б/н на сумму 88 972,08руб., от 16.05.2018г. б/н на сумму 49 300,00руб., от 08.06.2018г. б/н на сумму 21 000,00руб.

В материалы проверки были представлены платежные поручения от 11.04.2018г. № 286201 на сумму 88 972,08руб. (акт приемки партии Товара от 09.02.2018г. б/н), от 12.07.2018г. № 530211 на сумму 49 300,00руб. (акт приемки партии Товара от 16.05.2018г. б/н), от 13.07.2018г. № 533260 на сумму 21 000,00руб. (акт приемки партии Товара от 08.06.2018г. б/н).

Из вышеизложенного следует, что Заказчиком нарушен срок оплаты поставленного товара по подписанным актам приемки партии Товара от 09.02.2018г. б/н, от 16.05.2018г. б/н, от 08.06.2018г. б/н, что является нарушением частей 13, 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Вышеуказанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

Пример 2. ( аналогичное нарушение) .

2. В соответствии с извещением о проведении Аукциона, аукционной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки, заявками участников, информации размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком заключен государственный контракт от 20.04.2018г. с ООО «…» по цене 747 449,73 (семьсот сорок семь тысяч четыреста сорок девять) рублей 73 копейки.

Инспекцией установлено:

- в документации об Аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе;

- Согласно пункту 9 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.

Согласно информации размещенной в ЕИС между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт от 20.04.2018г. Сведения о заключенном государственном контракте включены в реестр контрактов с нарушением регламентированного срока, а именно 14.05.2018г. в 10:12ч.

Согласно пункту 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В соответствии с пунктом 5.2. раздела 5 «Поставка Товара» государственного контракта от 20.04.2018г. Заказчиком установлено: «Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Товара (приложение №5 к Контракту)». Пунктом 5.3. раздела 5 «Поставка Товара» государственного контракта от 20.04.2018г. Заказчиком установлено: «При поставке Товара Поставщик представляет следующие документы:

а) копию регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выданного уполномоченным органом;

б) протокол согласования цен поставки Товара, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленный по форме в соответствии с законодательством РФ (при поставке Товара, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов);

в) товарную накладную, составленную по форме в соответствии с законодательством РФ;

г) Акт приема-передачи Товара (приложение №5 к Контракту) в двух (трех) экземплярах один (два) экземпляр для Заказчика и один экземпляр для Поставщика);

д) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями)».

В материалы проверки представлены товарные накладные от 14.05.2018г. №Рн-Д-06542 на сумму 3514,50 руб., от 22.05.2018г. №Рн-Д-06842 на сумму 23430,00руб., от 22.05.2018г. №Р н-Д-06843 на сумму 5114,20руб., от 31.05.2018г. №Рн-Д-07462 на сумму 2324,40 руб., от 01.06.2018г. №Рн-Д-07378 на сумму 54905,55руб., от 01.06.2018г. №Рн-Д-07384 на сумму 21399,80руб., от 18.06.2018г. №Рн-Д-08161 на сумму 12662,50руб., от 18.06.2018г. №Рн-Д-08162 на сумму 5522,00руб., от 04.07.2018г. №Рн-Д-09396 на сумму 41543,54руб., от 04.07.2018г. №Рн-Д-09397 на сумму 384,90руб.; платежные поручения от 14.06.2018г. №456243 на сумму 3514,50руб., от 14.06.2018г. №456245 на сумму 47139,59руб., от 12.07.2018г. №530227 на сумму 23430,00руб., от 12.07.2018г. №530229 на сумму 2324,40руб., от 12.07.2018г. №530231 на сумму 5114,20руб., от 12.07.2018г. №530242 на сумму 31190,10руб., от 13.07.2018г. №533238 на сумму 5522,00руб., от 13.07.2018г. №533240 на сумму 21399,80руб., от 13.07.2018г. №533241 на сумму 54905,55руб., которые не размещены Заказчиком в реестре контрактов.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

По результатам проведенной проверки Инспекция управления приняла решение:

 

1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8, 13, 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

2. Выдать предписание об устранении нарушений части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела по выявленным нарушениям должностному

лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Для примера взяты два аналогичных нарушения для того, чтобы напомнить Заказчику , что в случае признания Заказчика нарушившим нормы 44-ФЗ в обоих случаях, административная ответственность наступает за каждое нарушение .

 

С 1 июля 2018 года все заказчики должны руководствоваться новыми нормами 44-ФЗ и иных подзаконныхх актов.

На предыдущих общественных слушаниях мы говорили о некоторых из них.

Сегодня также коснемся некоторых важных изменений закона и подзаконных актов.

 

Для федеральных нужд:

С 1 января 2018 года вступила новая редакция пункта 3 требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015г. № 552. Согласно изменениям на Заказчика возлагается обязанность указывать в плане закупок отдельными строками итоговый объем финансового обеспечения , предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и в последующих годах, детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

 

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанными изменениями, запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных, происходящих из иностранных государств, с 1 января 2018 года не распространяются на программное обеспечение, включенное в единый реестр программ доля электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза , за исключением РФ.

Таким образом, для обеспечения соблюдения запрета на закупку иностранного программного обеспечения и баз данных теперь ведутся два реестра: -реестр российского программного обеспечения и реестр евразийского программного обеспечения.

Все знают, что закон № 504-ФЗ ( изменений в закон № 44-ФЗ) вступает поэтапно, часть норм действует с 1 января 2018 года, часть вступила с 1 июля 2018 года , часть вступит с 1 января 2019 года.

Так, изменен срок рассмотрения первых частей заявок :

- в течение 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок , если НМЦК не превышает 3 млн.руб.

- в течение 7 дней ( календарных) с даты окончания срока подачи при более высокой НМЦК.

Установлены новые требования к протоколу рассмотрения заявок:

- с 1 июля протокол рассмотрения заявок должен содержать информацию о наличии предложений иностранных товаров , если в аукционе установлены условия, запреты, ограничения в соответствии с 14 статьей 44-ФЗ.

Установлен минимальный размер шага аукциона :

- с 01.07.2018 г. он не может быть меньше 100 рублей.

Скорректированы требования в отношении отчетов об этапах исполнения контрактов:

Отчеты об этапах исполнения контрактов с 01.07.2018г. нужно размещать , если контракт заключен:

- на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов капитального строительства;

- на работы по сохранению культурных объектов;

- с ценой свыше 1 млрд. руб.

Размещение сведений о расторжении и изменении контрактов в ЕИС:

Утратила силу ч.26 ст. 95 44-ФЗ, по которой информация о расторжении или изменении контракта должна была размещаться в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Теперь такие сведения нужно размещать только в реестре контрактов в сроки, установленные в соответствии со ст. 103.

Размещение сведений в Реестре контрактов:

Увеличены сроки для размещения сведений в реестре контрактов – 5 рабочих дней.

Изменен порядок включения в РНП:

В РНП не включается информация об ИНН публично-правовых образований ,являющихся учредителями юридических лиц. Обязанность заказчика направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике теперь не увязана с заключением контракта заказчиком со следующим участником. Ранее заказчик обязан был направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта победителе процедуры только в случае « если контракт заключен с участником закупки , с которым в соответствии с настоящим ФЗ заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер». В нынешней редакции нормы ч.4 ст. 104 44-ФЗ « в случае , если победитель определения поставщика признан уклонившимся от заключения контракта, Заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию».

Постановлением Правительства от 20.06.2018г. № 701 внесены изменения в ППР РФ от 04.12.2017г. № 1469 ( при закупках стентов коронарных) , действует в течение 2-х лет. К ним теперь применяются условия допуска иностранных товаров, если заявки участников не нужно отклонить по правилам ППР № 1469.

Минздрав внес изменения в типовой контракт на поставку лекарств. В форму спецификации нужно включать:

- МНН;

- торговое наименование;

- данные из регистрационного удостоверение ( наименование и форма выпуска);

- данные о лекарственной форме, дозировке, единице измерения;

- количество;

- общая стоимость и цена за единицу с расшифровкой : без НДС и размер НДС.

В форме акта приемки-передачи предусмотрели возможность указать оптовую надбавку.

Изменения действуют для закупок после 13 августа 2018г.

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2018г. № 952 ( вступает в силу 29.08.2018г. № 952) скорректировано постановление по планированию госзакупок. Новшества в основном дублируют поправки в 44-ФЗ , которые позволили в ряде случаев размещать извещения через 1 день после изменения плана-графика.

Еще больше сокращен срок заключения контракта с единственным поставщиком для устранения последствий ЧС или для оказания экстренной медицинской помощи. Заключать контракт можно в день внесения изменений в план-график.

 

И в заключении данные Счетной палаты о нарушениях при госзакупках.

По итогам 2017 года выявлено более 6.5 тысяч нарушений на общую сумму 1.9 трл. рублей против 3.9 тыс. нарушений на 965 млн. рублей за 2016 год.

Количество нарушений выросло вдвое.

 

 

 

Заместитель руководителя – Г.П.Аврахова

начальник отдела контроля закупок

 

Наверх