ДОКЛАД Правоприменительная практика Управления ФАС по КЧР (4-й квартал 2020 года)
23 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

 

Правоприменительная практика Управления ФАС по Карачаево-Черкесской республике (4-й квартал 2020 года)

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» управлением в отчетном периоде рассмотрено 2 жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, 1 из которых признаны обоснованной. По результатам рассмотрения выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

Так, 19.10.2020г. в Карачаево-Черкесское УФАС России в порядке статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поступила жалоба заявителя на неправомерные действия Министерства имущественных и земельных отношений КЧР при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 39.11 и 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики объявило аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка сроком на три года с видом разрешенного использования -животноводство (сенокошение).

С учетом доводов, изложенных в жалобе, а также материалов представленных организатором указанного аукциона установлено следующее.

Извещение о проведении аукциона было опубликовано на официальном сайте torgi.gov.ru 17.09.2020 года 18 часов 22 минуты. Датой проведения аукциона определено 16 октября 2020 года.

Извещение о проведении аукциона должно размещаться на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ). Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы на сайте www.torgi.gov.ru.

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Из материалов жалобы следует, что организатор разместил извещение менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, что противоречит п.19 ст.39.11 ЗК РФ.

Также при опубликовании извещения были допущены несоответствия. Так, в аукционной документации, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru было указано, что прием заявок прекращается 11.10.2020г. В извещении, опубликованном в газете указано, что прием заявок прекращается 08.10.2020г. В своем ответе Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики пояснило, что при размещении извещения в газете была допущена опечатка.

Тем не менее 11 октября 2020г приходилось на воскресенье-выходной день, а в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с частью 4 статьи 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

С учетом того, что изначально извещение было размещено с нарушением сроков, предусмотренных п.19 ст.39.11 ЗК РФ, то и дата окончания приема заявок была определена неверно.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России установила, что действия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков противоречат нормам действующего законодательства, а именно части 19 статьи 39.11 и части 4 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации и выдало предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно об аннулировании торгов – открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка.

В отчетном периоде управлением рассмотрено 1 дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения дел выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  • Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике передано заявление гражданина по факту направления рекламного звонка без предварительного согласия абонента следующего содержания: « Здравствуйте, центр диагностики города Москвы приглашает жителей без оплаты пройти обследование вен и артерий нижних конечностей, сосудов шеи, суставов и позвоночника, консультация профильного врача. Предложение действует только для граждан Российской Федерации от тридцати пяти до семидесяти четырех лет», без предварительного согласия абонента.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, комиссия УФАС по КЧР признала информацию, распространенную посредством осуществления рекламного звонка без предварительного согласия абонента ненадлежащей рекламой, а рекламораспространителя нарушившим требования части 1 статьи 18 Закона "О рекламе", выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской федерации о рекламе.

В ходе совместных проверок с прокуратурой, выявляются нарушения правил технологического присоединения к сетям. В таких случаях антимонопольным органом возбуждаются дела об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

Проведены анализы состояния конкуренции на следующих товарных рынках Карачаево-Черкесской Республики:

Рынок услуг по убою скота: установлено доминирующее положение ОАО РАПП «Кавказ-мясо» в размере 100%, в географических границах товарного рынка. Необходимо отметить, что в силу религиозных особенностей на территории республики пользуется спросом «Халяльное мясо». Технология убоя халяльных животных строится на основе канонов ислама. Убой животных при этом носит ритуальный характер. Когда владелец животного обращается в ветеринарную станцию для реализации мяса внутри района, животное осматривается перед забоем и забивается подворно. После проводится ветсанэкспертиза и выписываются сопроводительные документы на место реализации мяса.

В связи с тем, что в районах отсутствуют убойные пункты, при обращении граждан в ветеринарные станции для забоя и отправки мяса на рынок в город Черкесск, животное осматривается живым и с сопроводительным документом отправляется в город Черкесск для убоя, где проводится ветсанэкспертиза и оправляется на рынок.

Товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, а потому является высококонцентрированным.

Рынок оказания услуг регулярных автобусных перевозок: проведенный анализ показателей, характеризующий рынок оказания услуг по осуществлению регулярных автобусных перевозок показал, что данный рынок является высококонцентрированным со слабо развитой конкуренцией.

Розничный рынок автомобильных бензинов: установлено доминирующее положение ВИНК ПАО «НК «Роснефть» - Карачаево-Черкесскнефтепродукт» с долей на рынке реализации автобензинов марки АИ - 92 равной 62%, АИ – 95 равной 50,02%

Установлено доминирующее положение ВИНК ООО «ЛУКОЙЛ Югнефтепродукт» с долей на рынке реализации автобензинов марки АИ - 98 равной 100 %.

Рассматриваемый товарный рынок является высококонцентрированным, относится к рынку со слабо развитой конкуренцией.

Розничный рынок дизельного топлива: установлено доминирующее положение ПАО «НК – «Роснефть» - «Карачаево-Черкесскнефтепродукт» с долей на рынке в границах Карачаево-Черкесской Республики 53,75%

Товарный рынок является высококонцентрированным, относится к рынку со слабо развитой конкуренцией.

Рынок оказания услуг по торговли оптовой природным (естественным) газом: установлено доминирующее положение ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» с долей на рынке услуг газоснабжения в размере 100 процентов, в географических границах товарного рынка (Карачаево-Черкесская республика).

Анализируемый рынок услуг по газоснабжению в установленных географических границах относится к высококонцентрированному, с неразвитой конкуренцией.

2.6 Рынок теплоснабжения: установлено доминирующее положение в ООО «Тепловые сети» с долей на рынке услуг по теплоснабжению в размере 100%, в географических границах товарного рынка (г. Черкесск);

Товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, а потому является высококонцентрированным.

Рынок электрической энергии (мощности): установлено доминирующее положение АО «Карачаево-Черкесскэнерго» с долей на рынке в границах Карачаево-Черкесской Республики 62,03 %.

Товарный рынок является высококонцентрированным, относится к рынку со слабо развитой конкуренцией.

 

Изменения в Федеральный закон № 135-ФЗ.

 

  1. Глава 7.1. «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности» (введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ).

С 8 января запрещено создавать унитарные предприятия или менять их вид деятельности

Запрет позволит постепенно освободить бизнес от конкуренции с ГУП и МУП. Исключения предусмотрены для унитарных предприятий, которые работают, например, в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии, обращения с радиоактивными отходами.

Остальные ГУП и МУП, которые на 8 января работали на конкурентных товарных рынках, потребуется ликвидировать или реорганизовать до 2025 года. Если учредитель этого не сделает, ликвидацией по иску антимонопольного органа займется суд.

  1. Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 33-ФЗ).

Антимонопольный комплаенс - это система правового риск-менеджмента, меры и процедуры, которые позволят вам предупреждать нарушения антимонопольного законодательства. Для его внедрения в организации выявите антимонопольные риски, примите внутренние акты, назначьте ответственных за проведение.

Термин "антимонопольный комплаенс" в Законе о защите конкуренции не используется. Близким к нему является понятие системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Под такой системой понимается совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение нарушения. Эти меры могут быть предусмотрены внутренним актом (актами) организации либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с ней, если такой внутренний акт распространяется на нее.

 

Начальник отдела защиты

конкуренции и контроля органов власти Кумратов. С. М.

 

Приложенные файлы
Доклад_УФАс_по_КЧР_4_квартал_2020_год-1606476434.rtf (135,8 КБ)
Наверх