ДОКЛАД УФАС по КЧР (административная и судебная части) к публичнымп слушаниям 12 сентября
02 сентября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Уважаемые участники собрания!

 

В рамках настоящих слушаний я раскрою административную и судебную работу, проведенную Управлением.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года №331, а также пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 г. №189 основными функциями антимонопольного органа являются:

  1. контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  2. надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  3. надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  4. контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и др.

 

В ходе исполнения возложенных на Управление полномочий, за 9 месяцев 2018 года Управлением возбуждено 183 дел об административных правонарушениях, по которым вынесено 153 постановлений о назначении административных наказаний.

В своей массе, основными нарушениями в сфере ответственности Управления являются нарушения, совершенные хозяйствующими субъектами, содержащие элементы недобросовестной конкуренции, предусмотренные статьей 14.33 КоАП РФ; сговор на товарном рынке, совершенный между органами государственной власти и хозяйствующим субъектом, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ; нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа или установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ; нарушение законодательства о рекламе в силу статьи 14.3 КоАП РФ; утверждение конкурсной документации, документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ); несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (части 1 и 2 статьи 7.29 КоАП РФ); отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе; нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (части 1.1 – 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ); - нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (часть 2 статьи 7.31 КоАП РФ).

В указанный период с целью защиты вынесенных ненормативных правовых актов, как то решение, предписание, предупреждение, постановление Управление участвовало в 149 судебных заседаниях.

В производстве судов находятся 28 дел об обжаловании ненормативных правовых актов УФАС по КЧР.

Практика судебных разбирательств показывает, что Управление действует в рамках закона и в пределах предоставленных ему полномочий. Судами, как правило, подтверждается законность вынесенных управлением ненормативных правовых актов.

За 9 месяцев 2018 года судами вынесены окончательные судебные акты по 5 делам о нарушении законодательства в сфере ответственности Управления, а также 6 судебных актов по обжалованным постановлениям о назначении административного наказания, которые судами признаны законными и обоснованными.

Так, судом кассационной инстанции вынесен окончательный судебный акт

по делу о нарушении субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения к газорапределительным сетям, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Так, 03.04.2017 в адрес УФАС по КЧР поступило заявление от Катчиева Руслана Сафарбиевича на бездействия АО «Газпром газораспределение Черкесск» в подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

19.04.2016 года между ним и АО «Газпром газораспределение Черкесск» был заключен договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения №85. Согласно п. 5.1 срок осуществления мероприятий по подключению - 1 год со дня заключения договора. При этом, согласно заявлению Катчиева ОА «Газпром газораспределение Черкесск» работы по подключению к сетям газораспределения не произвело.

В соответствии с п. 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Пунктом 62 Правил подключения установлено, что Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Пунктом 85 Правил установлено, что срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать:

а) 1 год - для заявителей, в случае подключения к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа не более 15 куб. метров

Бездействие ОА «Газпром газораспределение Черкесск» по нарушению пункта 62 Правил содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям… - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Катчиев пояснил, что все обязательства по заключенному между ним и АО «Газпром газораспределение Черкесск» Договору исполнены в полном объеме, произведена оплата за присоединение к газораспределительным сетям в размере 30 000 рублей, выполнены проектные работы, при этом АО «Газпром газораспределение Черкесск» уклоняется от исполнения условий Договора.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения присутствующих лиц, должностным лицом УФАС по КЧР сделаны выводы о наличии в действиях АО «Газпром газораспределение Черкесск» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Не согласившись с выводами антимонопольного органа АО «Газпром газораспределение Черкесск» обратилось в суд.

Арбитражный суд КЧР своим решением от 31 января 2018 года в удовлетворении заявления АО «Газпром газораспределение Черкесск» отказал. Судебным актом дана негативная оценка злоупотреблению заявителем своим доминирующим положением и возложением на сторону необоснованных (чрезмерных) финансовых расходов.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объекта, предназначенного для организации газоснабжения, имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок, не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.

АО «Газпром газораспределение Черкесск» была подана апелляционная жалоба, а затем и кассационная жалобы на решение Арбитражного суда КЧР.

Постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2018 по делу No А25-1225/2017 оставлено без изменения, а апелляционная жалоб АО «Газпром газораспределение Черкесск» - без удовлетворения.

 

В указанный период судом апелляционной инстанции подтверждена законность вынесенного Управлением ненормативного правового акта в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» по предъявлению незаконных требований об оплате задолженности за потребленный газ, рассчитанной исходя из проектной мощности неопломбированного оборудования в результате проверки прибора учета газа, проведенной с нарушением действующего законодательства и условий договора в отношении ООО «РСП-М АГРО».

 

Так, ООО «РСП-М АГРО» обратилось с жалобой в Управление , где сообщило, что на его территорию 10 августа 2017 года прибыли представители ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» для проведения проверки узлов учета, проверка была проведена без представителя владельца. По итогам данной проверки были выявлены нарушения и составлен Акт проверки ЮЛ 03219 от 10.08.2017г.

Так как проверка проводилась без участия представителя владельца узлов учета, данный Акт проверки в день его составления ни кем из представителей ООО «РСП-М АГРО» не был подписан, и второй экземпляр не был вручен.

12 августа 2017 года на территорию ООО «РСП-М АГРО» снова прибыли представители ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» и в ходе проверки указали на повреждение пломбы на байпасе, данная проверка также была проведена без участия представителя ООО «РСП-М АГРО» и без составления Акта проверки, а лишь с внесением дописки в имеющийся Акт проверки ЮЛ 03219 от 10.08.2017г.

По имеющимся данным, ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» не проводил никаких дополнительных экспертиз по установлению вмешательства ООО «РСП-М АГРО» в работу узлов учета.

В Акте проверки от 10.08.2017г. помимо поврежденной пломбы также было указанно иное нарушение, а именно отсутствие у ООО «РСП-М АГРО» датчика перепада давления. Управление в своем акте установило, что ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» незаконно ссылается на обязательное наличие датчика давления по ГОСТ Р.8.740-2011, так как установка дополнительных средств измерения может быть осуществлена в зависимости от конкретного состава узла учета газа, предусмотренного как в проекте газификации объекта, так и в технических условиях на газификацию объекта.

В ходе изучения материалов дела Управлением установлено, что:

22.02.2016 года комиссией с участием представителя ООО «РСП-М АГРО», представителя проектной организации - АО «Газпром газораспределение Черкесск», представителя эксплуатационной организации - АО «Газпром газораспределение Черкесск» газовый участок «Учкекенрайгаз» составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы и принят объект в эксплуатацию от генерального подрядчика – строительная фирма «Атлант-Юг».

После ввода объекта в эксплуатацию представителем ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» с участием ООО «РСП-М АГРО» составлен акт опломбирования узла учета расхода газа, в состав которого вошли счетчик RVG G160, преобразователь давления Мида, преобразователь температуры ТПТ-17-1, корректор ЕК 260.

Акт составлен без замечания. Объект подключен к системе газоснабжения и произведена подача газа.

Позднее, 13.01.2017 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» составлен акт проверки газоиспользующего оборудования и узла учета расхода газа, в ходе которого никаких замечаний в работе измерительных приборов не обнаружено.

Оплата за поставленный газ производилась ООО «РСП-М АГРО» по показаниям приборов учета.

18.01.2017 года специализированной организацией - АО «Газпром газораспределение Черкесск» осуществлены работы по техническому обслуживанию (ремонту) газового оборудования и газопроводов на сумму 7990,35 рублей и 3613,80 рублей, по результатам которого АО «Газпром газораспределение Черкесск» выставлены счета-фактуры №21/9 от 21.03.2017 года.

Заявитель в течение всего периода исполнения договора на поставку газа добросовестно исполнял обязанности по оплате услуг поставки газа и своевременному обслуживанию газового оборудования с привлечением специализированных и газоснабжающих организаций. С момента подключения газа проводились все регламентные проверки со стороны проверяющих организаций, в ходе которых выяснялось что замечания в работе приборов учета отсутствуют.

Кроме того, согласно п. 4.17 договора поставки газа предусмотрено, что уполномоченным лицам Поставщика представляется право в присутствии представителя владельца узлов учета проверять правильность работы контрольно-измерительных приборов и средств измерений показателей качества газа.

Представителями ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» в нарушении пункта 4.17 договора поставки газа, без предварительного уведомления о проведении проверки - составлен Акта проверки в отсутствии представителя ООО «РСП-М АГРО».

ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» не является специализированной (проектной) организацией, и не могло в рамках своих полномочий определить необходимость установления датчика перепада давления.

В свою очередь, специализированная организация приняла объект узла учета в эксплуатацию, без замечаний.

ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» является поставщиком газа горючего природного и занимает доминирующее положение на рынке услуг по газоснабжению на территории Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В связи с наличием в указанных действиях ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесло предупреждение о необходимости прекращения указанных действий и в срок не позднее 04.12.2017:

  1. отменить результаты проверки узла учета газа ООО «РСП-М АГРО», отраженные в Акте проверки ЮЛ 032019 от 10.08.2017;
  2. произвести перерасчет задолженности за потребленный газ абонентом ООО «РСП-М АГРО» в соответствии с действующим законодательством, с учетом потребленного объема газа за август 2017 года по показаниям установленных средств измерения.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2018 года по делу А25-2634/2017 подтверждена законность вынесенного антимонопольным органом ненормативного правового акта.

 

Кроме того, в указанный период представители УФАС по КЧР принимали участие в судебных заседаниях по делам №А25-2620/2016 и А25-1749/2017 по искам ФАС России к Акционерному обществу «Карачаево-Черкесскэнерго» о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

В первом случае размер исковых требований составил 59 553 918 рублей, а во втором случае 105 223 647 рублей. Нарушение совершенное АО «Карачаево-Черкескэнерго» связано с завышением плановых объемов потребления электрической энергии на рынке, которые привели к ограничению конкуренции. Вследствие указанных действий произошел рост равновесных на покупку электрической энергии для потребителей Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии, не связанной с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, путем закупки электрической энергии на сутки вперед, что является признаком ограничения конкуренции.

Судебными актами арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций исковые требования антимонопольного органа о взыскании с АО «Карачаево-Черкескэнерго» дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 59 553 918 рублей, а во втором случае 105 223 647 рублей удовлетворены в полном объеме. На сегодняшний день АО «Карачаево-Черкесскэнерго» частично исполнила исковые требования.

 

Хочется отметить, что развитие правоприменительной практики и обеспечение эффективности гражданско-правовой ответственности за нарушения антимонопольного законодательства не только позволит восстановить права и законные интересы потерпевших лиц, но и стимулирует правомерное поведение хозяйствующих субъектов и органов власти, является сдерживающим фактором при совершении антиконкурентных действий и недобросовестной конкуренции.

 

На этом у меня все, если есть вопросы, я готов на них ответить.

 

Главный инспектор УФАС по КЧР Инус Матакаев.

Наверх