Доклад на публичные слушания 14 июня "Контроль 44-ФЗ во 2 квартале 2019 года"
30 мая 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

      Контроль 44-ФЗ во 2 квартале 2019 года

  1. Осуществляя государственную функцию контроля за соблюдением 44-ФЗ во 2 квартале 2019 года , управлением на момент проведения общественных слушаний было рассмотрено ____22___ жалобы, проведено 1 плановое контрольное мероприятие , 7_ внеплановых контрольных мероприятий.

Особое внимание хотелось бы уделить следующему. На одну из закупок , проводимых Заказчиками во 2 квартале 2019 года на проведение противопаводковых мероприятий, поступило 6 жалоб от участников закупок. Одна из жалоб была возвращена , так как была подписана недействующей ЭЦП. Три жалобы было признано необоснованными, одна – обоснованной в части, и одна –обоснованной.

Подробно остановимся на принимаемых УФАС по КЧР решениях по жалобам, признанным обоснованной и обоснованной в части.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, которая вводит участников закупки в заблуждение.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пункте 23 Части III «Информационная карта» установлено, в том числе следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе: «В соответствии с частью II. Общие условия проведения аукциона, частью IV. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также частью V. Образцы форм для заполнения участниками аукциона документации об аукционе».

Пунктом 1.2.1 части IV «Инструкция по заполнению заявки» установлено: «конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в п.__ Технического задания части VII. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) (рекомендуемая форма представления сведений, предусмотренных п. 1.2 – см. Форма 1 части V. ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ АУКЦИОНА).

Информация о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара. Порядок заполнения формы:

- графы «Наименование товара», «Наименование показателя», «Минимальные значения показателей», «Максимальные значения показателей», «Значения показателей, которые не могут изменяться» и «Единица измерения» заполняются информацией, указанной в документации об электронном аукционе заказчиком, уполномоченным органом, в соответствии с требованиями технической части;

- в графе «Наименование товара» перечислены все товары (оборудование, материалы), поставка которых требуется в соответствии с документацией об аукционе, или необходимые для выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с документацией об аукционе;

- графа «Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемые участником закупки», заполняется участником закупки и содержит технические характеристики предлагаемого таким участником к поставке товара.

Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме, должны содержать значения параметров товара , в соответствии с которыми заказчик осуществляет приемку товара при выполнении работ, оказании услуг».

Также, установлена инструкция.

В пункте 2 Приложения №1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к материалам используемых при выполнении работ.

При этом, Техническое задание не содержит графы «Наименование товара», «Наименование показателя», «Минимальные значения показателей», «Максимальные значения показателей», «Значения показателей, которые не могут изменяться» и «Единица измерения».

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что из положений Технического задания документации об Аукционе, Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе не представляется возможным прийти к однозначному выводу, каким именно образом участникам закупки необходимо представлять информацию о конкретных показателях товара (материала) используемого при выполнении работ.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость заполнения граф отсутствующих в Техническом задании аукционной документации, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2.1 В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 22 части III «Информационная карта» аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно 07 апреля 2019, при этом, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 10.04.2019.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанную дату окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, противоречат части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.2 В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении аукциона, в пункте 15 «Информационной карты» документации об Аукционе установлен размер обеспечения исполнения контракта и порядок его предоставления.

При этом, проект контракта не содержит сведения о размере обеспечения исполнения контракта, что не соответствует части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.3 В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно подпункту «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:

- «Камень бутовый» - «по физико-механическим показателям горной породы на сопротивление по одноосному сжатию не менее 800 кг/см2, водопоглощение не более 0,75%»;

- «Песчано – гравийная смесь» - «допускается наличие валунов размером не более 100 мм в количестве не более 10% от общего объема ПГС. Содержание зерен гравия должно быть не менее 30% и не более 80% по массе ПГС. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 3%, а глины в комках – не более 1%».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, рассмотрев доводы сторон, приняла решение:1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «…..» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 1статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела №009/06/106-26/2019 от 15.04.2019г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Суть предписания:

  1. Заказчику, Оператору электронной площадки отменить протоколы составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  2. Оператору электронной площадки:

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.

3. Заказчику:

- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 15.04.2019 по делу №009/06/106-26/2019 и разместить соответствующую документацию в ЕИС, а именно: разработать надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе; установить к каждому материалу показатели и их значения, которые не содержат химического, компонентного состава товаров, избыточных требований и требований, которые становятся известными после проведения испытаний товаров; в проекте контракта установить размер обеспечения исполнения контракта; установить дату окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений с учетом требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системы;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить данную информацию в ЕИС. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе.

Как видно из вышеизложенного, небрежное отношение к установлению требований в инструкции по заполнению заявок привело к принятию Комиссией УФАС по КЧР решения о внесении изменений , установлению нового срока приема заявок , и, в конечном счете, отодвинула проведение торгов и заключение контракта ( а контракт - на проведение противопаводковых!!! мероприятий; идет усиленное таяние снега в горах именно в весенний период, что может повлечь за собой негативные последствия ).

 

В жалобе, признанной Комиссией УФАС обоснованной в части было 3 довода.

1.1 По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе установлен ненадлежащий срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе;

2. Заказчиком не установлены в документации об Аукционе дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99);

3. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также компонентного состава товаров.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 22 части III «Информационная карта» аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно 07 апреля 2019, при этом, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 10.04.2019.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанную дату окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, противоречат части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот довод рассматривался и в первой жалобе.

2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства № 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями № 1 и № 2 к Постановлению Правительства № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках исполнения контракта необходимо выполнить работы по текущему ремонту, который не относятся к группе строительных работ в соответствии с Постановлением Правительства № 99, в связи с чем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99.

Таким образом, Комиссия УФАС по КЧР указала, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Третий довод также рассматривался в первой жалобе и касается химического состава.

Принято решение: 1. Признать жалобу ООО «…..» обоснованной в части.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, части 1статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу № 009/06/106-26/2019 от 15.04.2019, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 15.04.2019 №009/06/106-26/2019 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Далее, было 3 жалобы на отклонение первых частей заявок . Жалобы признаны необоснованными.

 

Кроме того, в истекшем периоде было рассмотрено несколько жалоб на организацию проведения ремонтных работ дорог муниципального значения.

Большинство поступающих жалоб на отклонение комиссиями Заказчиков первых частей заявок участников. Жалобы на отклонение первых частей наиболее часто встречающиеся. «Больной» вопрос - не всегда комиссии действуют в соответствии с нормами закона , отклоняя заявки участников.

В данном случае жалобы были признаны комиссией УФАС необоснованными, но при этом, при проведении внеплановой проверки Заказчики были признаны нарушившими нормы 44-ФЗ. Выданы предписания для устранения выявленных нарушений, также как и в первом случае изменены сроки проведения торгов.

 

  1. Второй раздел наших слушаний, посвящен разъяснениям как применяется национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ , начатый на предыдущих общественных слушаниях.

Запрет на допуск товаров машиностроения

Такой запрет устанавливается в общем порядке, если код закупаемого товара по ОКПД2 включен в Перечень к Постановлению N 656. Запрет действует также при закупке услуг лизинга, если предмет лизинга, включенный в Перечень, приобретается в собственность после окончания срока действия контракта (п. 1 Постановления N 656).

Запрет не нужно применять в случаях, перечисленных в п. п. 1 и 5 Постановления N 656, например, если страной происхождения троллейбуса является государство - член ЕАЭС и соблюдены иные условия из пп. "а" п. 1 указанного Постановления.

Чтобы подтвердить соответствие товара, предлагаемого к поставке, условиям запрета или предусмотренным исключениям из него, участник представляет один из следующих документов (п. 2 Постановления N 656):

  • копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем стороны этого контракта;
  • акт экспертизы ТПП РФ. Единый электронный реестр таких актов ведется ТПП РФ в сети Интернет;
  • сертификат СТ-1.

При рассмотрении заявок отклоните заявки или отстраните от закупки участников, которые не представили установленные документы.

В ходе исполнения контракта проконтролируйте, чтобы товар соответствовал условиям контракта.

 

Запрет на закупку (прокат) иностранных товаров легкой промышленности

Такой запрет устанавливается в общем порядке, если код объекта закупки по ОКПД2 включен (п. 1 Постановления N 791):

  • в Перечень N 1, утвержденный Постановлением N 791, - при закупках для федеральных нужд (за исключением гособоронзаказа);
  • Перечень N 2, утвержденный Постановлением N 791, - при закупках для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд.

Запрет не распространяется на товары из государств - членов ЕАЭС (п. 1 Постановления N 791).

Запрет не нужно устанавливать, если товар не производят в государствах - членах ЕАЭС (п. 1 Постановления N 791).

 

Как подтвердить отсутствие производства в государствах - членах ЕАЭС

Вы можете подтвердить, что товары из перечней, утвержденных Постановлением N 791, не производятся в России, с помощью заключения Минпромторга России (п. 3 Постановления N 791). Правила его выдачи для федеральных нужд утверждены Приказом Минпромторга России от 10.09.2014 N 1776. Полагаем, что они могут применяться и при выдаче заключений для осуществления закупок для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд.

Добавим, что законодательством РФ не урегулировано, как можно подтвердить, что указанные товары не производятся в странах ЕАЭС. Рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минпромторг России (Письмо от 02.03.2016 N ЕВ-12216/08).

 

В документации (извещении) предусмотрите следующее:

  • укажите, что участник должен представить документы, подтверждающие страну происхождения товара.

Специального документа, подтверждающего страну происхождения, в данном случае не установлено. Полагаем, что участник вправе представить сертификат СТ-1, декларацию о происхождении товара или иной документ, выданный ему уполномоченным органом. Такой вывод можно сделать из анализа положений Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ, судебной практики, п. 6 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), а также Письма Минпромторга России от 02.03.2016 N ЕВ-12216/08;

  • установите дополнительное требование - при производстве товаров (оказании услуг) могут использоваться только материалы или полуфабрикаты из государств - членов ЕАЭС (п. 1 Постановления N 791).

Обратите внимание. Дополнительное требование нужно установить при проведении любых закупок товаров из перечней, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя) и в рамках гособоронзаказа, если в ЕАЭС есть производство таких материалов и полуфабрикатов (п. п. 1, 2 Постановления N 791).

При рассмотрении заявок отклоните заявки или отстраните от закупки участников, которые не представят установленные документы.

В ходе исполнения контракта проконтролируйте, чтобы товар (услуга) соответствовал условиям контракта.

 

Запреты на закупки товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности иностранного производства по Закону N 44-ФЗ

Установите такой запрет в общем порядке, если код объекта закупки по ОКПД2 включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 1072. Это надо делать при осуществлении закупок до 01.12.2019 (п. 1 Постановления N 1072).

Запрет не нужно устанавливать в случаях, перечисленных в п. 1 Постановления N 1072, например, если страной происхождения мебели является государство - член ЕАЭС (в случаях, не указанных в пп. "а" и "б" п. 1 Постановления N 1072).

Чтобы подтвердить соответствие товара, предлагаемого к поставке, условиям запрета или предусмотренным исключениям из него, участник представляет один из следующих документов (п. 2 Постановления N 1072):

  • копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем стороны этого контракта;
  • акт экспертизы ТПП РФ;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом России;
  • сертификат СТ-1.

Если вы закупаете деревянную мебель, включенную в позиции 4 - 6, 12 - 28 Перечня, то установите, что при ее производстве должны использоваться ДСП, ДВП, которые произведены в ЕАЭС. Считаем, что нельзя требовать от участника подтверждения этого специальными документами (п. 5 Постановления N 1072, п. 1 Обзора разъяснений законодательства (апрель 2018 года)).

При рассмотрении заявок отклоните заявки или отстраните от закупки участников, которые не представят установленные документы на товар.

В ходе исполнения контракта проконтролируйте, чтобы товар соответствовал условиям контракта.

 

И последнее. Напоминаю, что с 4 июля 2019 года вступают в силу изменения в приказ Минфина РФ от 04.06.2018г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

( приказ Минфина от 22.01.2019 №; 10н).

Дополнено информацией о том, что теперь подпункт 1.2 пункта 1 относится и к операторам электронных площадок.

В отношении товаров , указанных в приложении , Правительством РФ установлен запрет в соответствии счастью 3 статьи 14 44-ФЗ.

Кроме того, с 01.07.2019 года вступают в силу изменения в ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Пункт 27 изложен в новой редакции : «В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Обратить особое внимание на изменения в Постановлении Правительства РФ № 99 ( приложения 1 , 2) в случае выполнения работ по строительству.

Также масштабные изменения внесены в ППР № 1085; изменения в статью 93 Закона № 44-ФЗ, касающиеся закупок у единственного поставщика, статью 105 - изменен срок подачи жалоб , срок рассмотрения обращения для включения в РНП, в правила проведения аукционов , в планирование закупок - теперь один документ – это План-график ( в течение 10 дней должен быть утвержден и на следующий день можно размещать извещение).

 

Заместитель руководителя УФАС по КЧР                                        Г.П.Аврахова

Наверх