ДОКЛАД «Белая» и «черная» книги проконкурентных и антиконкурентных региональных практик» (4-й квартал 2020 года)
23 ноября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад к публичным слушаниям 4 декабря 2020 г.

Тема: «Белая» и «черная» книги проконкурентных и антиконкурентных региональных практик».

Ранее, в своих публичных выступлениях мы никогда не касались данного вопроса, но сегодня , решили рассказать нашей аудитории об инициативе ФАС России по созданию заявленных в теме книг , целях и задачах их создания.

В целях внедрения лучших региональных практик и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Федеральная антимонопольная служба в рамках исполнения инициативного мероприятия с 2014 года проводит работу по обобщению лучшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, направленных на развитие конкуренции, и худшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, имеющих антиконкурентный характер (далее – «белая и черная книги» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик).

В 2014 году впервые были сформированы «белые и черные книги» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик за 2012 и 2013 годы. Инициатива антимонопольных органов получила дальнейшее развитие. «Белая и черная книги» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик за 2019 год подготовлены в соответствии с изменениями в Порядок формирования «белой и черной книг» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик, утвержденными приказом ФАС России от 01.11.2018 № 1489/18.

Начиная с «белой книги» проконкурентных региональных практик за 2018 год в нее включены примеры лучших практик по реализации в регионах Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в соответствии с которым активное содействие развитию конкуренции является приоритетным направлением деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации.

Кроме того, «белая книга» проконкурентных региональных практик дополнена разделом «Лидеры Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации», а также лучшими практиками реализации новой редакции Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р. В ее подготовке приняли участие общероссийские общественные организации («ОПОРА РОССИИ», ТПП России), Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее – АНО АСИ), Минэкономразвития России. В «белую книгу» за 2019 год включено 53 примера проконкурентных актов и действий.

Целью создания и размещения на сайте ФАС России данных книг является размещение информации о мероприятиях (актах или действиях), направленных на развитие конкуренции в субъектах Российской Федерации, в целях обмена опытом по внедрению лучших региональных практик.

Поскольку книга достаточно объемна, остановимся на отдельных положениях «белой книги» за 2019 год, так как данные , входящие в состав «белой книги» книги формируются по итогам года , то на сегодняшний день последняя информация, которая есть у нас – это информация за 2019 год.

В раздел «белой книги» лучших практик реализации национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 год, утвержденного Указом Президента РФ лот 21.12.2017 № 618 (далее-Национальный план) и перечня поручений Президента РФ от 15 мая 2018г. по итогам заседания Государственного совета РФ , состоявшегося 5 апреля 2018г. ( далее-Перечень поручений) вошли 10 лучших практик таких регионов как Липецкая область, КБР, Белгородская, Воронежская и другие области.

Так , в Липецкой области , выполняя достижение показателей Национального план РФ регионом были достигнуты высокие промежуточные результаты по основным показателям Национального плана :

- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства ( АМЗ) со стороны органов власти и органов местного самоуправления с 36 нарушений в 2017 году до 12 в 2019 году;

- рост доли закупок , участниками которых являются только СМП и СОНКО с 53.8% до 75,2 %.

- количество унитарных предприятий снизилось с 63 до 47, на 25,4%.

Анализируя данные цифры отмечаем, что регионом обеспечено достижение высоких значений ключевых показателей Национального плана :

- в 3 раза по сравнению с 2017 годом снизилось количество нарушений АМЗ со стороны органов власти и органов местного самоуправления ( при плановом показателе к 2020 году – в 2 раза).

- в 1.4 раза по сравнению с 2017 годом выросла доля закупок, участниками которых являются только СМП ( при плановом показателе к 2020 году – в 2 раза).

Так, в Белгородской области приказом Департамента экономического развития области от 26.12.2019 г. № 1463-пр «О формировании рейтинга администраций муниципальных районов и городских округов области в части их деятельности по содействию и развитию конкуренции и утверждения методики его формирования» разработана система мониторинга по чек-листам отдельно по органам исполнительной власти области ( 20 показателей) и по администрациям муниципальных районов и городских округов (26 показателей). При этом , в целях мотивации к достижению высоких результатов эффективности внедрения антимонопольного комплаенса уровень выполнения этих показателей включен в методику формирования рейтинга администраций МР и городских округов области в части их деятельности по содействию развитию конкуренции.

В Вологодской области во исполнение Закона Вологодской области от 28.12.2018 № 4476-ОЗ «Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель с/х назначения на территории Вологодской области» , вступившего в силу с 01.04.2019 г. , с апреля 2019 г. заработала программа «Вологодский гектар», согласно которой гражданам/юридическим лицам представляются в собственность бесплатно земельные участки от 1 до 100 га для с/х использования из фонда перераспределения земель с/х назначения. С 01.04.2019 введена в действие информационная система «Вологодский гектар» , посредством которой происходит выбор земельных участков и их перераспределение в 6 районах области. На сайте можно предварительно выбрать участок, узнать его площадь, расстояние до ближайших населенных пунктов , наличие инженерной инфраструктуры и т.д. Администрациями районов области обеспечивается инвентаризация земель с/х назначения, проводится их координирование с целью занесения в ГИС «Вологодский гектар».

В итоге создаются условия для развития конкуренции на рынке производства и (или) переработки с/х продукции.

Аналогичный интересный опыт и в Курганской области . Внедрение интернет-портала «Свободные земли» , где размещены реестры «свободных земель», «неиспользуемых земель и земельных участков», где можно ознакомиться с «Перечнем бесхозных жилых домов и земельных участков». Портал дает возможность посмотреть через публичную кадастровую палату месторасположение земельного участка; представители бизнеса самостоятельно могут выбирать местоположение участка как уже готового , так и не сформированного, самостоятельного готовят схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, затем обращаются в органы местного самоуправления, который готовит решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

  • инвесторов предоставляются земельные участки на территориях опережающего социально-экономического развития(ТОСЭР), в которых действуют налоговые преференции для крупного и малого бизнеса: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снижены с действующих по стране 30% до 7,6 % , а ставка по земельному налогу так как и по налогу на имущество равно нулю.

Целью всех действия является содействие созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, развития конкуренции и улучшения инвестиционного климата в области.

В 5 разделе «белой книги» «Государственная программа , предусматривающая развитие конкуренции , меры по развитию конкуренции на товарных рынках» отражена деятельность Правительства КЧР, которое постановлением от 22.01. 2019г. № 14 «О государственной программе «Развитие промышленности, торговли, энергетики, транспорта, связи и информационного общества КЧР» утвердило одноименную программу. Одной из задач Государственной программы является формирование добросовестной конкуренции как основы повышения качества жизни населения республики, повышение инвестиционной привлекательности, бесперебойного и своевременного обеспечения потребностей населения в безопасных и качественных товарах и услугах, эффективного функционирования предприятий потребительского рынка на территории республики.

Это также является целью подпрограммы «Развитие потребительского рынка», одной из задач которой установлено выявление факторов ограничения конкуренции и барьеров входа на рынок для местных товаропроизводителей путем проведения семинаров, круглых столов, заседаний рабочих групп с представителями бизнеса, ассоциациями , союзами торговых предприятий и сферы услуг и товаропроизводителей по вопросам выявления факторов ограничения конкуренции и барьеров входа на рынок.

Государственная программа разработана в целях повышения качества жизни населения КЧР путем совершенствования системы государственного управления в сфере связи, информатизации телекоммуникационной и телевизионной инфраструктуры, промышленности , ТЭК, потребительского рынка, транспорта , защиты прав потребителей.

В разделе 6 «белой книги» «Меры по совершенствованию процедуры государственных и муниципальных закупок , торгов» отражена практика Правительства Республики Башкортостан, которое своим постановлением от 20.05.2019 № 291 установило, что заявка на закупку, направляемая Заказчиком в уполномоченный орган для размещения её в ЕИС , должна содержать сведения, подтверждающие соблюдение требований к описанию объекта закупки о соответствии моделей одного или нескольких производителей ( не менее двух) установленным в техническом задании требованиям – в случае, если предметом закупки является поставка товара. Если невозможно представить информацию о соответствии более двух моделей нескольких производителей , установленных требованиям технического задания, то представляется исчерпывающее обоснование.

Хотя данные требования прямо не установлены 44-ФЗ «О контрактной системе..» , но соответствуют принципам закона и исключают «заточку» технического задания под товар единственного производителя; исключают формальный подход к составлению технического задания и расширяют круг потенциальных участников закупок.

Данный подход соответствует позиции ФАС России , Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ, который направлен на повышение прозрачности описания объекта закупки государственными и муниципальными заказчиками и обеспечение конкуренции.

Интересна практика Правительства Алтайского края , отраженная в разделе 7 «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» , где внедрен сервис «Форум, задать вопрос». Форум предлагает общение по заданной теме в режиме он-лайн. Время проведения определено заранее, ведущий форума(эксперт) отвечает на вопросы посетителей сайта , поступившие до времени проведения форума. За время действия сервиса проведено несколько форумов по различной тематике , полезной для предпринимательского сообщества и жителей региона. Значение данного акта по созданию сервиса расширяет доступ к информационным ресурсам об инвестиционной деятельности региона.

Не менее интересен проект Администрации Смоленской области из этого же раздела «белой книги» , где создан «Бизнес-инкубатор» «Бизнес-Рост».

«Бизнес-Рост»- это уникальная программа для предпринимателей и тех , кто хочет ими стать, включает в себя 3-х месячную образовательную программу и направлена на обеспечение комфортных условий вовлечения в предпринимательскую деятельность, а также поддержку бизнес-проектов на всех этапах. Участники получают знания и бесценный опыт личностного роста и поддержку реализации своих идей. А лучшие - годовое юридическое и бухгалтерское сопровождение для воплощения своей идеи в готовый коммерческий продукт.

Программа проводится в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Результатом внедрения данного проекта является содействие увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства , подготовка максимально жизнеспособного бизнес-продукта.

И последнее , что хотелось бы отметить по теме сегодняшних слушаний.

  • Челябинской области. Результаты функционирования единой площадки «Территория бизнеса» на базе Фонда развития предпринимательства Челябинской области. «Территория бизнеса» является прототипом центров «Мой бизнес» в регионах РФ в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Еще в 2017 году «Территория бизнеса» была признана «лучшей практикой». В течение 2019 года осуществлено предоставление полного комплекса услуг , оказываемых всеми объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства в режиме «одного окна», продвижение федеральных мер поддержки: льготное заемное финансирование и лизинг.

  • в 2019 году было открыто 20 000 предпринимателями своего бизнеса. «Территория бизнеса» смогла оказать государственную поддержку 4.5 тыс . предпринимателям.

В цифрах это выглядит следующим образом:

- выдано 87 поручительств на сумму 535 млн.рублей , что позволило привлечь кредитов для малого бизнеса на 1.2 млрд. рублей;

- выдано 183 льготных кредита на сумму 425 млн.руб.;

- более 100 предприятий выведено на экспорт, объем заключенных контрактов составил 27 млн. долларов;

- на сопровождении «Территории бизнеса» находится 42 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций около 44 млрд.руб.

- проведено порядка 2 000 консультаций и более 370 образовательных мероприятий для 18 000 участников.

Вот так выглядит «белая книга» проконкурентных региональных практик органов власти регионов РФ по реализации Национального проекта развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы. Есть чему поучиться , есть что положить в копилку регионального опыта развития конкуренции в РФ в последующие годы.

 

Врио руководителя управления УФАС по КЧР Аврахова Г.П.

Приложенные файлы
Д_О_К_Л_А_Д_-_4_кв.2020г.-1607332180.doc (77,0 КБ)
Наверх