Обзор изменений в Федеральный закон №44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивших в силу, с 1 января 2023 года - заместитель начальника отдела контроля закупок УФАС России по КЧР Азамат Шебзухов
06 июля 2023, 14:29
Тип документа:
Доклады

Заместитель начальника

отдела контроля закупок УФАС России по КЧР

Азамат Шебзухов

 

Обзор изменений в Федеральный закон №44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 вступивших в силу, с 1 января 2023 года

 

Заканчивая свой доклад хотел бы отметить, что законодательство в сфере контрактной системы и закупок постоянно обновляется и совершенствуется. Важно следить за актуальными изменениями, чтобы быть в курсе всех поправок для продолжения корректной работы.

 Это особенно необходимо знать поставщикам, подрядчикам, исполнителям, которые только осваивают направление тендерных продаж, и тем, кто уже активно работает на рынке государственных тендеров, в целях адаптации к изменениям законодательства и практики, решения сложных вопросов участия в регламентированных закупках.

 

1. С 1 июня 2023 года уточнили порядок исполнения контрактов, которые заключили по итогам закупки с запретом на допуск

Контрагентов освободили от обязанности передавать при исполнении контракта документы о стране происхождения товара. Речь идет о документах, на основании которых продукцию включили в реестр российской промпродукции или евразийский реестр промтоваров.

Новшество не затрагивает особенности исполнения контрактов для нужд обороны и безопасности.

Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 889

 

2. С 1 июня 2023 года изменили требования к условиям энергосервисных контрактов и особенности определения НМЦК.

В требованиях к условиям энергосервисных контрактов среди прочего закрепили возможность включить в перечень энергоэффективных мероприятий те, что направлены на автоматизацию процессов сборки и обработки информации в том числе о параметрах качества энергоресурсов.

Особенности определения НМЦК уточнили. Так, при расчете цены контракта со сроком год и менее за стоимость единицы энергоресурса принимают цену (тариф), которая фактически сложилась на дату наступления срока оплаты заказчиком энергоресурса, предшествующую дате объявления закупки.

 

3. С 13 мая 2023 года утвердили типовые условия контрактов на услуги по обращению с конфискатом

Новшества применяют при закупке услуг по хранению, уничтожению, экспертизе и оценке стоимости имущества, которое обратили в собственность государства. В условиях среди прочего закрепили обязанности сторон и порядок их взаимодействия.

В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Утвердило следующий перечень типовых условий к государственным контрактам на оказание следующих усулг::

услуги по хранению имущества, обращенного в собственность государства;

 услуги по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства;

услуги по экспертизе имущества, обращенного в собственность государства, на предмет проверки его соответствия требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или в целях подтверждения его безопасности для жизни и здоровья человека и возможности использования по прямому назначению;

услуги по оценке рыночной стоимости имущества, обращенного в собственность государства.

 

4. С 12 мая 2023 года расширили список товаров, работ, услуг с преимуществами для организаций инвалидов.

В перечень среди прочего включили такие товары и услуги:

- 16.29.12 - принадлежности столовые и кухонные деревянные;

- 17.23.11.110 - бумага копировальная;

- 18.11 - услуги по печатанию газет;

- 21.20.24.150 - медизделия ватно-марлевые.

Часть кодов по ОКПД2 укрупнили. Так, вместо отдельной категории товаров в перечень включили всю группу продукции с кодом 10.39.

Новшества применяют при закупках, которые объявили после 12 мая.

 

5. С 9 мая 2023 года упростили обоснование НМЦК

Стало проще определять идентичность и однородность товаров (работ, услуг), а также сравнивать коммерческие предложения. Методические рекомендации применят по желанию заказчика.

 

6. С 9 мая 2023 года увеличили ценовой порог для ряда электронных процедур.

Заказчики могут проводить электронный запрос котировок при НМЦК не выше 10 млн руб. Ограничение по годовому объему сняли до 31 декабря 2026 года.

Ценовой порог закупок через "электронный магазин" увеличили до 5 млн руб. в пределах 100 млн руб. в год. Их не учитывают в годовом объеме малых закупок, в т.ч. в сфере культуры и медицины.

 

7. С 9 мая 2023 года расширили основания заключения контракта со вторым участником при отказе заказчика от сделки.

Заказчикам разрешили заключать контракт со вторым участником, если от сделки с победителем пришлось отказаться, но его не включили в РНП, поскольку обязательства не исполнили из-за форс-мажора.

 

8.С 9 мая 2023 года стало быстрее согласовывать закупку с единственным поставщиком

По новым правилам Срок рассмотрения обращения сократили до 8 рабочих дней с даты, следующей за днем его поступления контролерам.

 

9. Со 2 мая 2023 года применяют типовые условия контрактов на организацию детского питания в школах

Типовые условия следует использовать при закупках услуг питания детей, которые обучаются по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В них закрепили обязанности сторон контракта.

Высшим исполнительным органам регионов рекомендуют обеспечить применение условий с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения.

Новшества надо учитывать при закупках, которые объявят после 1 мая.

 

10. С 20 апреля 2023 года обновили порядок допуска к госзакупкам ряда импортной радиоэлектроники с ограничениями допуска

Из перечня иностранной продукции с запретом на допуск исключат:

- 26.20.11 - компьютеры портативные массой не более 10 кг;

- 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15 - цифровые ЭВМ;

- 26.20.2 - системы хранения данных.

Эти товары войдут в перечень импортной радиоэлектроники с ограничениями допуска. Для них введут двухуровневую систему допуска к закупке. Приоритет будут иметь заявки с предложениями продукции первого уровня (с отечественным центральным процессором). Если таких предложений нет, для товаров второго уровня надо применять общий механизм отклонения заявок с иностранной радиоэлектроникой, кроме ЕАЭС.

Для закупки перечисленной продукции введут двухуровневую систему допуска:

- при наличии хотя бы одной заявки с предложением радиоэлектроники первого уровня (с отечественным центральным процессором), которая отвечает условиям закупки, заказчик отклоняет все остальные. Если в предмет закупки помимо перечисленной отдельной радиоэлектроники входит прочая, соблюдают еще одно условие - прочая продукция должна быть из ЕАЭС;

- если таких предложений нет, для товаров второго уровня применяют общий механизм отклонения заявок с иностранной радиоэлектроникой, кроме ЕАЭС.

Участник должен указывать в заявке номер записи из реестра российской радиоэлектроники или евразийского реестра промтоваров, а также сведения о первом уровне радиоэлектроники, если он предлагает такую продукцию.

При исполнении контракта уровень менять нельзя.

Практически для всей перечисленной радиоэлектроники определи минимальную долю закупок в рамках квотирования. С 2023 года она составляет 70%.

 

11. С 19 апреля 2023 года вступили в силу новые типовые условия контрактов на ремонт автодорог

Типовые условия применяют при закупке работ по ремонту автодорог и искусственных дорожных сооружений.

В условиях среди прочего уточнили обязанности сторон. Также закрепили положения о приостановке работ и гарантии качества их результата. Гарантийные сроки на конструктивные элементы автодороги, искусственных дорожных сооружений конкретизировали.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 572

 

12. С 1 марта 2023 года расширили перечень иностранных промтоваров с ограничениями допуска и правила применения таких ограничений

В перечень добавили, например:

- 27.32 - провода, кабели электронные и электрические прочие;

- 28.99.39.190 - оборудование спецназначения прочее, не включенное в другие группировки.

При закупках промтоваров из списка ввели механизм "второй лишний". Исключили возможность продекларировать в заявке регистрационный номер сертификата СТ-1, если сведений о товаре нет в реестре российской промпродукции или евразийском реестре промтоваров.

Постановление Правительства РФ от 28.02.2023 N 318

 

13.  С 1 марта 2023 года уточнили список импортных товаров с запретом на допуск и основания для неприменения запрета.

В перечень включили, в частности:

- 28.21.13.119 - электропечи и камеры промышленные или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки;

- 32.50.13.190, 32.50.50.181, 32.50.50.190 - вакуумные пробирки для взятия крови ИВД с кодами видов медизделий 293640, 293630, 293700 и др. Из перечня иностранных медизделий с ограничениями допуска их исключили.

Из списка убрали, например велосипеды двухколесные и прочие, без двигателя.

В ряде оснований для неприменения запрета уточнили исключения, когда нацрежим устанавливают. Одно из таких оснований - закупка единицы товара с ценой не более 300 тыс. руб. или совокупности этих товаров на общую сумму менее 1 млн руб., кроме ряда продукции. Так, из ее числа убрали инструмент ручной прочий, но добавили вакуумные пробирки для взятия крови ИВД.

 

14. С 13 января 2023 года расширили перечень случаев изменения строительных контрактов при форс-мажоре

Можно изменить условие о том, в каком порядке перечисляются средства с лицевых счетов, открытых подрядчикам в ТОФК, на расчетные счета субподрядчиков.

. Постановление Правительства РФ от 13.01.2023 N 14

 

15. С 4 января 2023 года федеральные заказчики при закупках отдельных видов продукции обязаны устанавливать аванс не менее 80%

Правило применяют при закупке промышленных товаров из перечня, если при этом предусмотрен запрет на допуск иностранных товаров.

 

16. Продление до 01.01.2025 действия механизма закупок строительных работ «под ключ»
         
Предусматривает продление возможности проведения закупок строительства ОКС «под ключ» до 1 января 2025 года. Ранее правительство разрешило заключать строительные контракты «под ключ» в качестве одной их мер поддержки строительной отрасли. Срок действия данной меры истекает 1 января 2024 года.

Контракты «под ключ» охватывают полный цикл строительства – от проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации до поставок оборудования и самого строительства.  Такие контракты позволяют более оперативно и эффективно осуществлять строительство, считают авторы инициативы.

Законопроект также предусматривает введение более гибкой системы авансирования отдельных этапов выполнения строительных контрактов и снимает ряд ограничений в отношении определения региональными заказчиками НМЦК.

«Заказчики вправе самостоятельно разрабатывать правила определения и обоснования НМЦК, в том числе учитывая географические и экономические особенности региона, уровень конкуренции на рынке определенного товара, а также современные методы и способы получения информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги».

 

16. Установление переходного положения, допускающего обмен между иностраннымучастником закупки (государства ЕАЭС) и заказчиком на этапе исполнения контрактадокументами без использования ЕИС (составление документа о приемке на бумаге, подача жалобы).

 

17. Введение перечня российских юридических лиц, в отношении которых до 01.01.2025 не применяются требования о запрете наличия офшорных компаний в составе участников, учредителей и контролирующих лиц таких юридических лиц.

 

18. Унификация положений Закона № 44-ФЗ, регулирующих осуществление закупок за счет средств субсидий, условия предоставления которых предусматривают необходимость соблюдения БК РФ.

 

19. Установление возможности отстранения участника закупки от заключения контракта в случае выявления на этапе после рассмотрения заявки и до заключения контракта недостоверной информации в составе заявки.

 

 

 

 Обзор изменений в закупках по закону № 223-фз в 2023 году

 

2.1 С 1 апреля 2023 года информация о независимой гарантии, выданной участнику из числа СМСП, должна быть включена в специальный реестр.

Реестр независимых гарантий предусмотрен Законом N 44-ФЗ и размещается в ЕИС. В течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр гарант обязан направить участнику закупки выписку из реестра.

 

2.2 С 1 апреля 2023 года в реестр договоров нужно включать больше информации в случае конкурентных закупок среди СМСП

Если по условиям закупки требуется обеспечение исполнения договора, необходимо привести сведения об этом.

Если в качестве обеспечения исполнения договора участник представил независимую гарантию, нужно включить информацию о прекращении обязательств участника по такой гарантии, а также сведения и документы об истребовании заказчиком денежных средств по гарантии.

 

2.3 С 1 апреля 2023 года скорректирован порядок размещения в ЕИС положения о закупке, информации о закупке

Установили правила, которые определяют следующее:

- какая информация и документы не размещаются на официальном сайте ЕИС;

- как размещают типовое положение о закупке и сведения о внесении в него изменений.

Раздел положения о закупке, содержащий перечень взаимозависимых лиц заказчика, нужно размещать в ЕИС отдельно от остальных разделов положения.

 

2.4 С 1 апреля 2023 года информацию о некоторых закупках требуется включать в ЕИС, но не размещать на ее сайте

Необходимо размещать в ЕИС (без размещения на официальном сайте) сведения о закупках, которые проводят в случаях, установленных правительством на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Таким же образом размещают информацию о заключении и исполнении договоров по результатам указанных закупок.

2.5 С 1 марта 2023 года изменили перечень квотируемой продукции

В список среди прочего включили:

- 22.19.60.111 - хирургические резиновые перчатки. Доля с 2023 г. - 20%;

- 26.60.12.111 - электрокардиографы. Доля - 60%;

- 27.40.39 - светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки. Доля - 90%.

В ряде позиций уточнили размер квот. Так, для приборов оптических и фотографического оборудования обязательный минимум с 2023 г. снизили с 90% до 70%. Для некоторых позиций минимальную долю с 2023 г. исключили. Речь идет, например, о расходных материалах для аппаратов ИВЛ.

 

2.6 С 1 января 2023 года обновлена форма годового отчета о закупках у СМСП

Форму дополнили сведениями о договорах по результатам закупок, которые совершают следующие организации:

- лизинговые компании для приобретения предметов лизинга в рамках исполнения своих обязательств по договору лизинга. НМЦД должна составлять более 400 млн руб.;

- гарантирующие поставщики и сетевые организации для приобретения оборудования и нематериальных активов, чтобы обеспечить коммерческий учет электроэнергии.

 

2.7 С 1 января 2023 года заказчики под санкциями не обязаны соблюдать лимит закупок, в которых участвуют только СМСП

 

2.8 Особенности размещения в ЕИС сведений по Закону № 223-ФЗ

Речь идет о заказчиках, информация о закупках которых закрыта по Постановлению Правительства РФ от 06.03.2022 № 301. При этом указанные закупки входят в расчет совокупного годового стоимостного объема договоров.

Особенности размещения в ЕИС сведений по Закону № 223-ФЗ

Введение санкций со стороны недружественных стран или принятие ограничительных мер непосредственно в отношении осуществляющего закупку заказчика (для кредитной организации - в отношении нее или ее контролирующего лица) является основанием для обязательного неразмещения на официальном сайте ЕИС информации:

- о закупке товаров, работ, услуг;

- поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки.

К указанным заказчикам не применяются (п. 2(7) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352):

- требования о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с СМСП по результатам закупок, участниками которых являются только такие субъекты;

- требования п. п. 5(1), 5(3) Положения, утвержденного названным Постановлением.

Закупки, проводимые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301, следует учитывать в годовом стоимостном объеме договоров при расчете объема закупок у СМСП .

Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 № 2359; Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 30

 

2.9 Поддержка участников закупок по Закону 223-ФЗ:

Сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) не включаются в РНП, если уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, в том числе введением политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера. Однако уклонение участника закупки от заключения контракта, отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнять договор из-за их введения в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы (п. 9.1 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).

Сокращен срок оплаты по договорам с СМСП и самозанятыми, заключенных в целях исполнения требований Постановления N 1352.

Оплатить товары (работы, услуги) по таким договорам (отдельным этапам) необходимо в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке, если они заключены по результатам закупок, проводимых между любыми участниками, в том числе данными субъектами либо закупок, проводимых только среди этих субъектов (п. п. 14(3), 28 Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

Если установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа данных субъектов, то в документацию включается обязательное условие о том, что срок оплаты по договорам с ними составляет не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке (п. 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках).

Постановление Правительства РФ от 21.03.2022 N 417

Постановление Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397

Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838

 

2.10 Отдельные особенности проведения закупок и изменения договоров по Закону № 223-ФЗ

Запрещено без согласования с уполномоченным органом власти закупать в рамках Закона N 223-ФЗ:

- иностранное программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, с целью его использования на принадлежащих заказчикам значимых объектах критической информационной инфраструктуры;

- услуги, необходимые для использования этого ПО на таких объектах.

Запрет не касается заказчиков - организаций с муниципальным участием.

Правила согласования таких закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 N 1478.

С 1 января 2025 г. заказчикам (кроме организаций с муниципальным участием) запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

Минфин России указал: если иное не предусмотрено положением о закупке заказчика, заключенным договором, то стороны вправе по соглашению сторон внести изменения в договор в порядке, определенном гл. 29 ГК РФ, в том числе в случае существенного изменения обстоятельств. Если в положении о закупке нет такой возможности, заказчик вправе внести в него необходимые изменения.

В Законе № 223-ФЗ закрепили максимальный срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. По общему правилу он не должен превышать 7 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Другой срок может быть предусмотрен законодательством РФ, Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Кроме того, иной срок оплаты заказчик вправе установить в положении о закупке. В документ необходимо включить конкретные сроки оплаты и (или) порядок их определения, а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых они применяются.

Правительство рекомендовало заказчикам по Закону N 223-ФЗ при изменении существенных условий "строительных" договоров учитывать порядок, установленный для изменения в 2022 - 2023 гг. "строительных" контрактов, заключенных по Закону N 44-ФЗ.

Минфин России указал на необходимость соблюдения Указа Президента РФ от 03.05.2022 N 252, Постановления Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 при проведении закупок по Закону N 223-ФЗ. Речь идет, в частности, о запрете совершать сделки с отдельными юрлицами, физлицами и находящимися под их контролем организациями. Перечень юрлиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершать которые и исполнять обязательства по которым запрещается, а также условие действия такого запрета определены в названном Постановлении Правительства РФ.

 

 

Наверх