Нарушение правил недискриминационного доступа. Порядок обращения, практика привлечения к административной ответственности - специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР Артур Гергев
06 июля 2023, 14:25
Тип документа:
Доклады

Специалист-эксперт отдела

защиты конкуренции и контроля органов власти

УФАС России по КЧР

Артур Гергев

 

Нарушение правил недискриминационного доступа.

Порядок обращения, практика привлечения к административной ответственности

 

Хочется отметить случаи, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям.

Процедуру технологического присоединения регулируют Правила технологического присоединения, утвержденные Правительством Российской Федерации (далее - Правила). В настоящее время утверждены и действуют следующие Правила, которые актуальны для нашего региона:

Правила недискриминационного доступа к электрическим сетям утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Правила недискриминационного доступа к тепловым сетям утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2115.

Правила недискриминационного доступа к газораспределительным сетям утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547

Правила недискриминационного доступа к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2130.

Для подключения необходимо подать заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию. Правила предусматривают определенный порядок действия.

При возникновении спорных ситуаций физические лица вправе подать заявление в Карачаево-Черкесское УФАС России на нарушения порядка технологического присоединения со стороны субъектов естественной монополии.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил недискриминационного доступа. Это статья 9.21. В соответствии с данной статьей административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.

Субъектами административного правонарушения являются:

1. Субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:

- транспортировки газа по газопроводам;

- оказания услуг по передаче электрической энергии;

- оказания услуг по передаче тепловой энергии;

- водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

 

2. Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства.

Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (например, препятствование перетоку энергии через их объекты).

3. Собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей.

Объективную сторону совершенного указанными субъектами административного правонарушения составляет препятствование транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям.

Также, отказ сетевой организации в восстановлении документов о технологическом присоединении, в случае наличия документов, обоснованных, что ранее в отношении энергопринимающих устройств таких заявлений осуществлялось технологическое присоединение, являются случаями, подпадающими под диспозицию статьи 9.21 КоАП РФ.

Действия, образующие объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП, при условии отсутствия утвержденных в установленном порядке правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), не подпадают под объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП и могут быть рассмотрены на предмет наличия признаков нарушения, предусмотренного статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Так с начала текущего года в Управление поступило 16 обращения на действия сетевых организаций по признакам нарушения Правил. По результатам рассмотрения возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, по 5 из них виновные хозсубъекты уже привлечены к административной ответственности.

Основные нарушения Правил в сфере электроснабжения:

-нарушение сроков выполнения технических условий

-нарушение сроков выдачи технических условий.

Нарушения в сфере водоснабжения и газоснабжения:

-необоснованный отказ в выдаче технических условий; 

-нарушение сроков выполнения технических условий.

Также хотим обратить внимание на то, что зачастую обращения в антимонопольный орган не содержат всех достаточных документов и сведений о факте нарушения сетевой организацией установленных правил, в виду чего антимонопольный орган вынужден отказывать в возбуждении дела об административных правонарушениях.

При обращении в антимонопольный орган необходимо предоставить доказательства, подтверждающие выполнение со стороны заявителя всех действий, установленным Правилами (например, выполнение технических условий и уведомление об этом сетевой организации, доказательства осуществления опосредованного технологического присоединения в соответствии с Правилами и т.д.), а также сведения о лице, допустившим нарушение Правил и доказательства такого нарушения со ссылками на пункты Правил.

Напоминаем также о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП РФ, составляет 1 год с даты совершения нарушения.

 

Пример дела:

В адрес Управления поступило обращение. Из заявления следует, что заявитель 02.12.2021 заключил договор о подключении газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации. Однако, подключение в установленные сроки не было выполнено.

В ответ на запрос Управления поступили пояснения Общества, что срок исполнения мероприятий по договору от 02.12.2022 № 134-01 не был соблюден по причине большого объема строительно-монтажных работ на объекте заявителя.

Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования потребителей к сети газораспределения определен Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 (далее – Правила).

Согласно пункту 49 Правил, если договор о подключении заключается в бумажной форме, он считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.

Домовладение, Заявителя, включен в пообъектный план-график догазификации Карачаево-Черкесской Республики постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 01.02.2022 № 8 «Об утверждении региональной программы газификации Карачаево-Черкесской республики на 2021 - 2030 годы» со сроком догазификации август 2022 года.

Согласно пункту 53 Правил № 1547 для заявителей, подключение которых осуществляется в рамках догазификации, сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяются в соответствии с разделом VII Правил.

В соответствии с пунктом 121 Правил № 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) определяется программой газификации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 02.12.2022 между Обществом и Заявителем заключен о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.

Вместе с тем, мероприятия, предусмотренные договором, Обществом к установленному сроку не выполнены, что свидетельствует о нарушении Обществом пунктов 53, 121 Правил.

Учитывая изложенное, в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Наверх