Правоприменительная практика Карачаево-Черкесского УФАС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок УФАС России по КЧР Жанна Немчинова
06 июля 2023, 14:22
Тип документа:
Доклады

Главный специалист-эксперт

отдела контроля закупок УФАС России по КЧЧР

Жанна Немчинова

 

Правоприменительная практика Карачаево-Черкесского УФАС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 

За период с 09.01.2023 по настоящее время Карачаево-Черкесским УФАС России подлежали рассмотрению жалобы и были проведены внеплановые проверки по закупкам, проведенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в том числе: «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; «Культура», «Здравоохранение», «Образование».

 

1) В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса - на содержание искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок оценки заявок участников по Детализирующему показателю Критерия, поскольку согласно установленному порядку оценки заявок Заказчиком принимаются к оценке контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ исключительно по ремонту, содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно подпункту "в" пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренным Положением, в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Таким образом, мост размещенный на автомобильной дороге - дорожное сооружение, являющееся техническим продолжением автомобильной дороги.

Поскольку согласно Извещению и проектной документации объектом закупки является выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования, Заказчик должен руководствоваться пунктом 32 Положения.

В связи с изложенным, в целях подтверждения наличия, соответствующего предмету закупки опыта Заказчику необходимо учитывать контракты (договоры) по выполнению работ как по ремонту, содержанию, так и по капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Комиссией установлено, что порядком оценки заявок, предусмотренным в Извещении, по Детализирующему показателю Критерия установлено, что к оценке принимаются контракты (договоры) исключительно по ремонту и содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.

В связи с изложенным, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения.

2) В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса - на строительство объекта капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

В силу части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем согласно пункту 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

При этом состав проектной документации определен частью 12 статьи 48 ГрК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87).

В соответствии с пунктом 28 Постановления N 87 проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна содержать, в том числе раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства".

При этом в силу положений пункта 30 Постановления N 87 сметная документация, предусмотренная в пункте 28 Постановления N 87, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Таким образом, смета на строительство объектов капитального строительства и сметная документация являются неотъемлемой частью проектной документации.

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, изучив представленные материалы, положения Документации установила, что "Проектная документация" размещена только часть сведений, установленных пунктом 30 Постановления N 87, а именно отсутствуют сметные расчеты.

На основании изложенного, действия Заказчика, не разместившего проектную документацию в полном объеме, нарушают требования Закона о контрактной системе.

 

3) При проведении внеплановой проверки Карачаево-Черкесским УФАС России выявлены нарушения в отношении Заказчика в том числе при исполнении муниципального контракта на «Реконструкцию детской школы искусств города Черкесска, Карачаево-Черкесской Республики», в части изменения условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, заключенного в рамках реализации федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура».

Карачаево-Черкесским УФАС России установлено, что между Заказчиком и ООО заключен муниципальный контракт, предметом контракта является «Реконструкция детской школы искусств города Черкесска, Карачаево-Черкесской Республики».

Пунктом 3 контракта установлено, что стоимость работ, подлежащих выполнению, составляет 119 016 884, 20 рублей.

В ходе исполнения контракта между Заказчиком и ООО заключены дополнительные соглашения, которыми общая цена контракта увеличена на 132 113 895, 20 рублей.

В соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе изменение осуществляется с соблюдением положений ч.ч. 1.3 - 1.6 ст. 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Согласно п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях, при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

При этом, Заказчиком заключены дополнительные соглашения, согласно которым общая сумма контракта увеличена на 11%.

Таким образом, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе.

В действиях должностного лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, в части изменения условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Дополнительно также по данному контракту выявлены нарушения Заказчика в части нарушения сроков оплаты контракта и размещения в ЕИС информации и документов, предусмотренных ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе.

 

4) Хотелось бы обратить внимание также на частые нарушения Заказчиков при проведении закупок при установлении дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

1 – В извещении о закупке недостаточно просто предъявлять дополнительные требования к участникам закупки. В нем нужно также указать:

- перечень документов для подтверждения опыта: (1. исполненный договор; 2. акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации).

- за какой период учитывают опыт и какие контракты (договоры) принимают для оценки: (контракты заключенные в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и иные договоры, за 5 лет).

2 – Неверно оценивали соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

- так, заявку участника закупки работ по проектированию и строительству объекта капстроительства незаконно отклонили за то, что суммы из актов КС-2 не совпадали с суммой из акта КС-3. Ведь участник представил также акт КС-11, и его было достаточно, поскольку указанная в нем сумма подтверждает опыт. Акт КС-2 надо учитывать, если в акте КС-11 нет общей суммы выполненных работ.

- победителя строительной закупки определили неправильно, поскольку он подтвердил опыт договором субподряда (в письме ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 «О рассмотрении обращения» указано: «...договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта...»).

Наверх