Правоприменительная практика Карачаево-Черкесского УФАС России I полугодие 2023 год - заместитель начальника отдела Защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС России по КЧР Марат Байрамуков
06 июля 2023, 14:18
Тип документа:
Доклады

Заместитель начальника отдела

Защиты конкуренции и контроля органов власти

УФАС России по КЧР

Марат Байрамуков

 

Правоприменительная практика Карачаево-Черкесского УФАС России

I полугодие 2023 год

 

Антимонопольный контроль

Управлением за указанный период возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 1 предписание о прекращении нарушения. Одно дело находится в стадии рассмотрения.

Также управлением выдано 1 предупреждение о принятии мер по устранению признаков нарушения пункта 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управлением рассмотрено 15 жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, 6 из которых признаны обоснованными. По результатам рассмотрения выдано 5 предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

В указанном периоде Управлением рассмотрено 10 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения выдано 8 предписаний, которые исполнены в установленные сроки.

 

Статья 10. Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с действующей редакцией статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей подлежат направлению в уполномоченный орган исполнительной власти.

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции Законом «О защите конкуренции» предусмотрена выдача предупреждения в письменной форме субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления таких признаков нарушения, как:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора;

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен доминирующим хозяйствующим субъектом;

- создание дискриминационных условий доминирующим хозяйствующим субъектом.

За I полугодие 2023 год, Карачаево-Черкесское УФАС рассмотрено 1 дело по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Признаки нарушений выявлялись на рынке газоснабжения, и совершались в форме ограничения поставки газа предприятию без предварительного уведомления.

 

Примеры рассмотренных дел:

В Карачаево-Черкесское УФАС России поступили материалы из прокуратуры КЧР, в рамках которых, рассматривалась жалоба унитарного предприятия на действия газоснабжающей организации, выразившиеся в приостановлении подачи газа без предварительного уведомления потребителя.

В своей жалобе Заявитель указывал, что газоснабжающая организация ограничила поставку газа унитарному предприятию. Письменное уведомление об ограничении подачи (поставки) газа в адрес унитарного предприятия не поступало.

В целях установления обстоятельств по фактам, изложенным Заявителем, в жалобе, Управлением были запрошены пояснения от газоснабжающей организации.

Из пояснений следует, что между Обществом и Унитарным предприятием заключен договор поставки газа, срок договора поставки с 01.01.2018 по 31.12.2022.

Ввиду имеющейся задолженности за поставленный газ за январь-февраль 2022 года, руководство Унитарного предприятия было осуществлено принудительное ограничение поставки газа. Переговоры по срокам оплаты проводились в течении месяца.

В связи с отсутствием оплаты за указанные периоды Общество направило факсограмму от 28.02.2022 «О прекращении поставки газа» в газораспределительную компанию, и 03.03.2022 было произведено принудительное приостановление поставки газа путем отключения пункта редуцирования газа внутри помещения.

Поставка газа была возобновлена 11.03.2022 после оплаты имеющейся задолженности.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 года №1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила), потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.

Согласно пункту 8 Правил, поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

Следовательно, действия газоснабжающей организации по ограничению поставки газа без надлежащего уведомления является актом недобросовестного поведения, что влечет нарушение Правил.

Учитывая вышеизложенное, ограничение поставки газа без уведомления лишает потребителя права представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.

Общество является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, является реализация природного (естественного) газа.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

По итогам проведенного Управлением анализа рынка, Общество занимает доминирующее положение на рынке реализации природного (естественного) газа.

В пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции даны определения: хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов).

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Таким образом, по итогам рассмотрения дела Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС установила в действиях Общества по ограничению поставки газа без надлежащего уведомления, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с устранением нарушения (поставки газа), обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Обществу не выдавалось.

 

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

Антимонопольным ведомством была создана система противодействия картелям, к целям которой относятся создание благоприятной правовой и информационной среды в сфере противодействия картелям.

Часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, предусматривает, что картелем могут быть признаны не только соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном и том же товарном рынке, но и соглашения хозяйствующих субъектов, осуществляющих их приобретение, то есть являющихся конкурентами в сфере потребления таких товаров (картель покупателей).

К антиконкурентым соглашениям также относятся соглашения заказчика (органищзатора) торгов с участником. Под данным соглашением понимается соглашение между организатором торгов и заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции, созданию преимущественных условий для каких-либо участников торгов.

Законом о защите конкуренции также установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Список примерных последствий указанных соглашений, является открытым, содержит четыре пункта, в которых поименованы наиболее часто встречающиеся:

1) повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар;

3) раздел товарного рынка;

4) ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранения с него хозяйствующих субъектов.

Антиконкурентные соглашения относятся к самым опасным нарушениям антимонопольного законодательства с участием органов публичной власти, поскольку они приводят к серьезным негативным последствиям для общества и экономики.

Управлением, на регулярной основе ведется совместная работа с органами прокуратуры по выявлению картелей, ограничивающих конкуренцию соглашений.

Так, Управление направляет в органы прокуратуры информацию:

- о выявленных между участниками закупки и заказчиками фактов конфликта интересов, аффилированности;

- о выявленных случаях заключения государственных (муниципальных) контрактов без проведения торгов;

- о выявленных злоупотреблениях при заключении дополнительных соглашений;

В свою очередь, органами прокуратуры в адрес Управления направляются материалы и информация для изучения и рассмотрения на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Управление является постоянным участником Межведомственной рабочей группы по выявлению, пресечению, расследованию и профилактике правонарушений в сфере антимонопольного законодательства.

 

Недобросовестная конкуренция

К одной из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках относится недобросовестная конкуренция, которая запрещена антимонопольным законодательством.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Главой 2.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) введен запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности: запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения; запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг и т.д.

Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо наличие следующих обстоятельств:

- действия совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом;

- направленность действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действий хозяйствующего субъекта законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинение убытков или представление доказательств реальной возможности причинения убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения вреда его деловой репутации.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции:

- проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, физическими лицами и т.д., получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- направляет предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;

- выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства и т.д.;

- привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

За I полугодие 2023 год, Карачаево-Черкесское УФАС выдано 1 предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства по ч.1. статьи 14.3 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Примеры рассмотренных дел:

Карачаево-Черкесское УФАС России проводит контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами при осуществлении ими деятельности в сфере недобросовестной конкуренции на территории Карачаево-Черкесской Республики.

В ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что Общество оказывает медицинские услуги под наименованием «Платная Поликлиника № 1».

Сотрудниками Карачаево-Черкесского УФАС России осуществлен наружный осмотр здания, в результате которого было установлено, что на фасаде здания размещена вывеска под названием «Платная Поликлиники № 1», под вывеской размещена информация следующего содержания: Платная Поликлиника № 1; прием врачей – сосудистый хирург, гастроэнтеролог, эндокринолог, ревматолог, кардиолог, гинеколог, терапевт, педиатр; ультразвуковая диагностика – БЦА (сосудов шеи), сердца, брюшной полости, органов малого таза, почек, мочевого пузыря; функциональная диагностика, ЭКГ, холтер.

В силу пункта 1 статьи 14.3 ФЗ Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе: сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Утверждение: «Платная Поликлиника № 1» не содержит указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение.

Употребление приведенных слов фактически означает наличие иных лиц (услуг), которые хуже, чем само лицо, распространившее данную информацию, или его услуга. То есть создает впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на данном товарном рынке, по сравнению с иными. Тем самым образуется форма обезличенного сравнения с превосходством такого лица (услуги) по сравнению с любым лицом, действующим на данном товарном рынке.

Учитывая вышеизложенное, необходимо наличие оснований, позволяющих судить о таком превосходстве, с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 10 Парижской Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

На основании изложенного, в вышеуказанных действиях Общества содержались признаки нарушения части 1 статьи 14.3 Закона о защите конкуренции.

Карачаево-Черкесское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции» выдало Обществу Предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение было исполнено в установленные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

Наверх