Доклад по вопросу контроля законодательства о закупках в 3 квартале 2020 года к публичным обсуждениям правоприменительной практики 18.09.20
06 сентября 2020, 20:15
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов

Доклад к публичным слушаниям

18 сентября 2020 года по 44-ФЗ.

 

Продолжая наши общественные обсуждения правоприменительной практики УФАС по КЧР в 3 квартале 2020 года по исполнению государственной функции контроля за соблюдением норм Закона о контрактной системе , хотелось бы сразу указать статистические данные по осуществленному направлению контроля.

В указанный период в управление поступило 76 жалоб на действия Заказчиков, Комиссий Заказчиков , Уполномоченного органа. Из них 29 жалоб были признаны Комиссией управления необоснованными, 33 – обоснованы, выдано 19 предписаний, остальные жалобы отозваны до рассмотрения по существу либо переданы в иные инстанции по принадлежности.

Проведено 4 внеплановые проверки, по результатам которых выдано 4 предписания. Также были рассмотрены 2 ходатайства Заказчиков о включении в РНП .

Большой процент от рассмотренных управлением жалоб относится к жалобам , поступившим на проведение ремонтных работ на дорогах федерального и муниципального значений.

Пример1.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республики поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона на «Выполнение работ ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги межмуниципального значения Черкесск-Чапаевское на км 0+000-3+600».

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требования к длине болта при описании показателей товара по пунктам 4, 5 «Ограждение дорожное (концевой участок) и Ограждение дорожное (начальный участок)» Приложения №1 К Техническому заданию. Такое описание товара Заявитель считает нарушающими пункт 2 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункты 1, 8 части 15 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По второму доводу жалобы Заявитель указал на неверно установленные дополнительные требования к участникам согласно действующей редакции Постановления Правительства № 99. Также, на рассмотрение Комиссии были представлены изменения по жалобе, согласно которым Заявитель указал на ошибки, допущенные при составлении жалобы, при этом уточнив сроки вступления в силу изменений в Постановление № 99.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

 

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1) Уполномоченным органом на официальном сайте ЕИС было размещено извещение о проведении Аукциона.

2)Начальная (максимальная) цена контракта – 54 861 694.18 рублей.

3)Дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -

17.07.2020г. в 08:00ч.

4)Дата проведения Аукциона – 22.07.2020г.

1. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В пунктах 4, 5 «Ограждение дорожное (концевой участок) и Ограждение дорожное (начальный участок)» Приложения №1 К Техническому заданию Заказчиком установлено требование к длине болта (крепежного изделия), мм: «не более 30 и не менее 35».

Документация о закупке должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в такой закупке, а также инструкцию по её заполнению.

Как пояснил представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии, согласно инструкции по заполнению заявки между данными вариантами исполнения товара установлен союз «и», это означает, что Заказчику требуется товар в двух вариантах исполнения. Необходимость использования болтов двух видов длины обусловлена конструктивными решениями дорожного ограждения.

Комиссия УФАС по КЧР считает, что описание болта крепежного в таком виде является избыточным, так как является описанием не дорожного ограждения, подлежащего поставке в процессе выполнения работ, а описанием его составной части, что по мнению Комиссии нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

При этом, довод жалобы о признаках нарушений антимонопольного законодательства Комиссией УФАС по КЧР не подлежит рассмотрению, так как жалоба рассматривалась в порядке действия Закона о контрактной системе.

2. По второму доводу жалобы Комиссия УФАС по КЧР установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

В редакции Постановления № 99 от 20.03.2020, действовавшего до вступления изменений в редакции от 25.06.2020, указано, что согласно пункту 2 (3) приложения № 1 Постановления № 99 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, извещение и документация о проведении закупки размещены в ЕИС 08.07.2020г., изменения извещения были размещены 09.07.2020г.

При этом изменения Постановления Правительства №99 в редакции от 25.06.2020 № 921 подлежат применению в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС после 09.07.2020г.

Согласно части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, Комиссия УФАС по КЧР не усматривает в действиях Заказчика при установлении дополнительных требований к участникам закупки, действовавших на момент публикации извещения о проведении закупки (08.07.2020г.), нарушений действующего законодательства о закупках. Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила, что Заказчиком, Уполномоченным органом на дату проведения внеплановой проверки по рассмотренной жалобе - 23.07.2020 в ЕИС не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок по аукциону №0179200001920000408. По данной закупке в ЕИС размещен протокол рассмотрения первых частей заявок от 22.07.2020 по закупке №0179200001920000407. Таким образом, Комиссии УФАС по КЧР не представляется возможным определить итоги рассмотрения первых частей заявок участников. Заказчиком допущено нарушение требований части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, решила

1.Признать жалобу ООО «ХХХ» обоснованной в части.

2.Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими требования части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.

3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по выявленным нарушениям закона.

ПРИМЕР 2 . Другой Заказчик объявил два аукциона на реконструкцию дорожного полотна участками в одном из районов республики.

При этом, на один из аукционов было подано 7 жалоб участников . Как было установлено Комиссией УФАс по КЧР и подтверждено в ходе заседания Комиссии представителем Заказчика, Заказчик полностью был согласен со всеми доводами всех 7 жалоб . Комиссия УФАс по КЧР приняла решение:

1. Признать жалобу ООО «Х» обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим часть 4 статьи 31, части 5, 6, 7, 8, 9, 30 статьи 34, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы дела № 009/06/106-332/2020 от 13.08.2020г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Этот пример показателен для того, чтобы всеми заказчиками понималось как важно соблюдать нормы Закона при составлении документаций о торгах. Как всегда поясняю для всех заказчиков, что необходимо всегда иметь действующую на момент составления извещения о проведении торгов редакцию закона о контрактной системе , чтобы руководствуясь ею не допускать нарушений .

 

Как всем известно , в Закона о контрактной системе в текущем периоде внесен большой блок изменений. Часть изменений вступила в действие с 01.07.2020года, иная с 01.09.2020г. , а также с 01.01.2021 года:

с 01.907.2020г.

- п.3 ч.1.1.ст.30

- ч.4 ст.30,п.4.ч.1.ст.55.1

- п.3.ч.2 ст.55.1

-ч.5 ст.55.1.

-п.4 ч.1 ст.71

-п.4 ч.3 ст.71

- ч.3.1 ст.71

- ч.26 ст.83.1

- п.24 ч.1 ст.93

- п.25 ч.1 ст.93

- п.25.1-25.3 ч.1 ст.93- исключены

- ст.93 дополнена частями 5-11

-изменена ч.1 ст.96

- дополнение частью 2.2 ст.96, частями 6.1-6.3

- изменена ч.6 , и 7.3 ст. 96

- дополнение части 15 ст.99 пунктом 4

- изменение части 5 статьи 104

 

с 01.09.2020- статья 112 дополнена частью 68

 

 

 

Заместитель руководителя Г.П.Аврахова

Наверх