Вступительный доклад к публичным обсуждениям правоприменительной практики Управления во II полугодии ( 5 июня 2020 года )
21 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Вступительный доклад к публичным слушаниям

5 июня 2020 года

 

РАЗДЕЛ 1.

  • уже говорили о том, что ФАС России согласно пункту 4 Распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2018 года № 1697-р , которым утвержден План мероприятий ( «дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018- 2021 годы должна обеспечивать мониторинг и контроль реализации плана и ежеквартально представлять в Правительство РФ информацию о ходе реализации Плана. Ответственными исполнителями Плана в зависимости от тематики раздела также являются Минтруд России, Минсельхоз , Минпромторг, ФНС, Банк России, Минфин, Минтранс, Росавтодор, министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ и многие другие органы власти.

Это довольно объемный документ , в который с момента его издания четырежды вносились изменения.

На предыдущих общественных слушаниях мы начали говорить о позициях Плана и сегодня будет завершающий этап обозначения тех мероприятий, которые изложены в позициях Плана.

Статьей 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией РФ и является одной из основ конституционного строя РФ.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Напомним, что целями плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - план развития конкуренции) являются:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

 

Далее, остановимся на части плана развития конкуренции , который необходимо выполнить в 2020 году:

 

- пунктом 9 раздела VIII Жилищно-коммунальное хозяйство должен проводиться мониторинг доли организаций с государственным и муниципальным участием, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления многоквартирными домами и направление отчета о таком мониторинге в ФАС России. В 2020 году срок исполнения этого мероприятия – 30 июля 2020 года. Данная информация подлежит включению в ежегодный доклад «О состоянии конкуренции в РФ».

- пунктом 9(1) этого же раздела должен быть проведен мониторинг доли организаций с государственным и муниципальным участием, осуществляющих деятельность в сфере обращения с ТКО и направление отчета о таком мониторинге в ФАС России в срок до 30 июля 2020года.

- пунктом 15 установлено внесение изменений в законодательство РФ в части установления запрета на неоднократную и последовательную передачу хозяйствующим субъектам объектов коммунальной инфраструктуры, если такая передача приводит или может привести к ограничению конкуренции.

 

- пунктом 6 раздела IX Газоснабжение, к мерам по организованной торговле природным газом во втором квартале 2020 года предусмотрено издание совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке , с вступлением его в силу с 1 июля 2020 года при условии реализации иных мероприятий, предусмотренных настоящим подразделом. К иным мероприятиям относятся : внесение изменений в постановление Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в РФ и иные нормативные правовые акты по вопросам развития организованных торгов газом; подготовка Плана мероприятий по развитию новых инструментов организованной торговли природным газом, ( вторичная перепродажа поставка « на текущие сутки» и др.), а также разработка методики по расчету тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам по схеме «вход-выход» и др.

- пунктом 8 раздела X «Нефть и нефтепродукты", в целях развития конкуренции на рынках субъектов РФ необходимо внесение в стандарт развития конкуренции в субъектах РФ, направленных на развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов в границах субъектов РФ, включающих развитие поставки нефтепродуктов ( в том числе обеспечения на рынке в качестве поставщиков нефтепродуктов не менее трех хоз. субъектов , не менее чем один из них , который относится к частному бизнесу.

 

- пунктом 1 раздела XII «Электроэнергетика» развитие конкуренции на оптовом и розничном рынках ЭЭ и мощности с целью упрощения выхода на оптовый рынок для независимых энергосбытовых организаций. Увеличение количествава участников оптового рынка ЭЭ ( мощности) , повышения надежности работы Единой энергетической системы России необходимо внесение изменений в акты Правительства РФ, регулирующие деятельность в области электроэнергетики, предусматривающих: 1) упрощение приобретения потребителями напрямую у производителей ЭЭ; 2) создание стимулов для увеличения доли долгосрочных договоров поставки ЭЭ; 3) увеличение с 4-х до 6 лет срока отбора мощности на конкурентном отборе мощности и повышение его эффективности; 4) внедрение конкурентных способов нового строительства и модернизации генерирующих объектов энергетики.

- пунктом 2 этого же раздела для улучшения конкурентной среды за счет расширения числа зон свободного перетока электрической энергии и интеграции технологически изолированных электроэнергетических систем (энергорайонов) в Единую энергетическую систему России необходимо также внесение изменений в акты Правительства РФ, регулирующие деятельность в области электроэнергетики в части присоединения технологичнески изолированных электроэнергетических систем (энергорайонов) к Единой энергетической системе России , расширения территориальных границ действия конкурентных механизмов на оптовом и розничном рынках ЭЭ и мощности, а также укрупнения зон свободного перетока ЭЭ.

- пунктом 5 данного раздела указано , что в целях исключения злоупотребления субъектами электроэнергетики своим доминирующим положением необходим анализ соблюдения хозсубъектами запрета на совмещение деятельности по передаче ЭЭ и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и ( или) купле-продаже ЭЭ.

 

- в пункте 1 раздела «Промышленность» необходимо обеспечение присутствия в отраслях промышленности , за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, не менее трех хоз.субъектов , не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

- пунктом 2 данного раздела в целях создания условий для развития конкуренции и обеспечение недискриминационных условий в соответствующих отраслях промышленности, увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории РФ необходимо внесение изменений в документы , утверждающие стратегии развития отраслей промышленности, планы развития отраслей промышленности, включение во вновь разрабатываемые отраслевые документы стратегического планирования мероприятий, направленных на развитие конкуренции в отраслях промышленности , которые предусматривют: 1) оценку текущего состояния отрасли в РФ в целях разработки мер, влияющих на развитие конкуренции, включая оценку количества присутствующих в определенной отрасли промышленности хоз.субъектов и доли частного сектора; 2) определение мероприятий, направленных на развитие конкуренции , а также повышение конкурентноспособности отраслей на внутреннем и внешних рынках.

- пунктом 5 данного раздела установлено в целях увеличения доли закупок у СМП и среднего предпринимательства развития конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок , а также закупок хоз.субъектов ,в том числе за счет расширения участия в указанных процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства( включая закупки участниками которых являются любые лица , в том числе СМП. Закупки, участниками которых являются только СМП и среднего предпринимательства, и закупки в отношении которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков ( соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в общем годовом стоимостном объеме закупок, осуществляемых в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

- пунктом 9 предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты РФ в части разработки и утверждения Методики оценки конкурентноспособности товаров отраслей промышленности по отношению к зарубежным товарам –аналогам на внутреннем и внешнем рынках.

- пунктом 15 указано о снижении барьеров входа на товарный рынок , создание недискриминационных условий в соответствующих отраслях промышленности, внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части разработки и утверждения Методики оценки эффективности предоставления субсидий на развитие отраслей промышленности.

 

Пунктом 22 Раздела «Финансовые рынки» в целях создания условий для предупреждения распространения на рынке недобросовестных практик ведения деятельности , в том числе нарушающих антимонопольное законодательство предусмотрено законодательное закрепление института обязательных заключений федерального антимонопольного органа об оценке стандартов ( правил) профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка на предмет возможности ограничения конкуренции.

 

Это не полный перечень мероприятий Плана, которые необходимо исполнить в 2020 году, но мы обозначили основные из них.

 

РАЗДЕЛ 2.

Кроме распоряжения Правительства № 1697-Р от 16.08.2018г. принято распоряжение Правительства от 12.01.2018г. № 9-р «Развитие конкуренции в здравоохранении».

Как известно, основные подходы к реализации проконкурентной политики в регионах РФ закреплены в Стандарте развития конкуренции в субъектах РФ , утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019г. № 768-р. Мы уже говорили об этом распоряжении на предыдущих общественных слушаниях.

Таким образом, к настоящему моменту сформирован правовой фундамент государственной политики по развитию конкуренции в РФ, приняты основные организационные моменты по её реализации.

Теперь необходимо исполнять Указ Президента , решения Правительства РФ и Госсовета по развитию конкуренции и нужно принять Национальный план по развитию конкуренции на 2021 -2025 годы. Пр этом, уже в 2020 году ФАС должна представить Президенту РФ от имени Правительства РФ проект Указа Президента и продолжать работу в таком формате каждые 5 лет.

 

Коротко хочу остановиться на ППР № 9-р «Развитие конкуренции в здравоохранении». Постановлением предусмотрено:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Развитие конкуренции в здравоохранении" (далее - план).

2. Реализация мероприятий, предусмотренных планом, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:обеспечить реализацию плана;

представлять ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в ФАС России информацию о ходе реализации плана.

4. ФАС России:

обеспечить мониторинг и контроль реализации плана;

представлять ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Российской Федерации информацию о ходе реализации плана. Большая часть плана реализовывалась в 2018-2019 годах ,но План включает в себя позиции, которые необходимо исполнить в текущем и 2021 году: 1 Рынки лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимо осуществить совершенствование системы регистрации

 

 

 

 

 

 

 

           

Рынки БАДов

15. Проведение ревизии всех ранее зарегистрированных биологически активных добавок, одноименных или похожих до степени смешения с лекарственными препаратами

 

разработка проекта рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии о принятии решения об изъятии из оборота биологически активных добавок, одноименных или похожих до степени смешения с лекарственными препаратами, в том числе биологически активных добавок, зарегистрированных в государствах - членах Евразийского экономического союза

ноябрь 2021 г.

Роспотребнадзор,

ФАС России

2021 год

 

 

 

РАЗДЕЛ 3.

Федеральным законом от 01.03.2020 N 33-ФЗ в Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» введена статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, которая гласит:

 

1. В целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

2. Для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. Указанные внутренние акты в совокупности должны содержать:

1) требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;

2) меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности;

3) меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

4) порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами);

5) информацию о должностном лице, ответственном за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

3. При принятии внутреннего акта (внутренних актов), указанного в части 2 настоящей статьи, хозяйствующий субъект вправе включить в него дополнительные требования к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

4. Информация о принятии (применении) внутреннего акта (внутренних актов), указанного в части 2 настоящей статьи, размещается хозяйствующим субъектом на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Данная информация размещается на русском языке.

5. Хозяйствующий субъект вправе направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт (внутренние акты), указанный в части 2 настоящей статьи, или проект внутреннего акта (проекты внутренних актов) для установления их соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

6. Федеральный антимонопольный орган в течение тридцати дней рассматривает направленный внутренний акт (внутренние акты), указанный в части 2 настоящей статьи, или проект внутреннего акта (проекты внутренних актов) и дает заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства.

В прошлом году мы много говорили на совещаниях различного уровня о внедрении системы внутреннего комплаенса органами власти республики, а также рекомендовано было рассмотреть этот вопрос муниципальными органами власти. В начале текущего года также было проведено рабочее совещание с представителями Минэкономразвития , которым было достигнуто соглашение о работе по внедрению антимонопольного комплаенса органами власти республики.

 

 

 

 

 

Зам. руководителя-

Начальник отдела контроля закупок  Аврахова Г. П.

Приложенные файлы
Д_О_К_Л_А_Д_-_2_кв.2020г.-1591110334.doc (85,5 КБ)
Наверх