Доклад по вопросу контроля законодательства о закупках во 2 квартале 2020 года к публичным обсуждениям правоприменительной практики 05.06.20
20 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад по вопросу контроля законодательства о закупках во 2 квартале 2020 года

 

  1. Продолжая практику исполнения государственной функции по контролю соблюдения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров , работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» специалистами отдела контроля закупок проделана значительная работа , только во втором квартале специалистами отдела рассмотрено 159 жалоб, поступивших в отдел на действия Заказчиков и комиссий Заказчиков.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией плановые и внеплановые проверки управлением не проводились. При этом проведены 4 внеплановые проверки при рассмотрении ходатайств Заказчиков при рассмотрении вопроса о включении Реестр недобросовестных поставщиков.

Значительное количество жалоб (37) поступило на действия Заказчиков при организации торгов по выполнению ремонтных работ дорог в г.Черкесске и дорог межмуниципального значения . Две жалобы поступили при проведении ремотных работ мостов. 14 жалоб при проведении работ по благоустройству придомовых территорий, 3 при проведении благоустройства парковых зон в различных районах республики, 2 жалобы при реконструкции водоснабжения, по одной жалобе на строительство группового водопровода и распределительные газопроводы низкого давления, благоустройство территории детского сада , а также 27 жалоб при проведении строительства открытых универсальных площадок. В 38 жалобах Заказчик был признан нарушившим нормы закона о контрактной системе , выданы предписания о прекращении нарушений , часть закупок приостановлена в части заключения контрактов.

Значительная часть жалоб (78) относится к закупкам, исполняемым в рамках национальных проектов, «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

  • отметить, что большинство жалоб , рассмотренных во 2 квартале 2020 года, были признаны Комиссией управления необоснованными. При этом, в адрес управления на момент подготовки информации к проведению общественных слушаний , информации об обжаловании решений антимонопольного органа в судебных инстанциях не поступило.

 

Пример 1 .

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. ( закупка медоборудования).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. В нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и пункта 2 (2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102) Заказчик неправомерно объединил товары, включенные в Перечень № 1 и не включенные в него.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.

1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В разделе «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении Аукциона и в разделе 25 «Условия и запреты допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, услуг, соответственно оказываемых иностранными лицами» информационной карты документации о проведении Аукциона, установлены требования в соответствии с приказом Минфина РФ от 04.06.2018г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015г. №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (далее – Постановление №102).

Согласно пункту 1 Постановления № 102 в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительство РФ постановляет утвердить:

перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – перечень №1).

Пунктом 2(2) Постановления № 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень №1 и не включенные в него.

Постановлением № 102 также установлено примечание к перечню №1, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.

В ходе заседания комиссии представитель Заказчика сообщил, что Заказчику необходим для поставки Томограф компьютерный с количеством срезов 64.

При этом Комиссией установлено, что Заказчиком в части 4 «Техническое задание» документации о проведении Аукциона установлены противоречивые требования к объекту закупки, а именно: по позиции №2 «Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора» установлено:

«Количество линеек детекторов - Не менее 64. В соответствии с ГОСТ Р 55771-2013»;

«Количество срезов за один полный (360 градусов) оборот рентгеновской трубки - Не менее 128. Для получения изображений высокого диагностического качества».

Постановление №102 содержит требования к закупаемому товару код ОКПД2 – 26.60.11.111- Томографы компьютерные с количеством срезов от 1 до 64.

Таким образом, объединив в одной закупке товары, указанные в Приложении к Постановлению №102 и не указанные в нем, Заказчик нарушил часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,решила:

1.Признать жалобу ООО «СИ - Эйм» обоснованной.

2.Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы дела № 009/06/106-127/2020 от 21.04.2020г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Пример 2.

Далее, в отчетном периоде неоднократно рассматривались жалобы при проведении закупки оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и професситональных образовательных организациях в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». Одной из первых рассматривалась жалоба ИП Стрелкова .

1. По мнению заявителя Заказчик установил в пункте 26 информационной карты аукциона исчерпывающие требование о наличии во второй части заявки копии регистрационного удостоверения.

2. По мнению Заявителя, Заказчик при описании объекта закупки не использовал наименования и описания товаров в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг (КТРУ) по следующим позициям: Позиция №2, Позиция №5.

3. По мнению Заявителя, инструкция по заполнению заявок, является нечеткой, двусмысленной, позволяющей аукционной комиссии отклонить заявку на участие в аукционе с любым предложенным участником закупке вариантом.

  1. Заказчик в нарушение требований ст. 14 Закон о контрактной системе не установил запрет на допуск программного обеспечения происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлению Правительства Российской Федерации №1236 и не разместил обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик и Аукционная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к предоставлению во второй части заявки на участие в Аукционе регистрационного удостоверения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемый в составе заявки на участие в Аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 26 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено Информационной картой электронного аукциона. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром: - «представить копию регистрационного удостоверения».

В свою очередь Комиссия УФАС по КЧР, считает нужным отметить, что регистрационное удостоверение представляет собой документ, который выдается Росздравнадзором РФ с целью легализации товарного оборота в сфере медицинского оборудования, материалов и техники в пределах территории РФ.

Согласно ч. 4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (медицинских изделий), а также предотвращения попадания на российский рынок медицинских изделий и средств, не прошедших государственную регистрацию, государственный (муниципальный) заказчик устанавливает требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копий регистрационных удостоверений на медицинские изделия, являющиеся предметом закупки.

В рассматриваемом случаем объектом закупки не является оборудование медицинского назначение.

На основании вышеизложенного, Комиссии УФАС по КЧР приходит к выводу, что требование о предоставлении копии регистрационного удостоверения в составе второй части заявки на участие в Аукционе №0179200001920000205 нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 и пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно сведениям ЕИС Заказчиком выбран код по каталогу, товаров работ, услуг (далее –КТРУ) 26.20.11.110-00000141 " Ноутбук ".

Объем оперативной памяти, согласно аукционной документации «не ниже DDR4: не менее 8Гб», однако в позиции КТРУ «26.20.11.110-00000141» отсутствует требование к типу памяти DDR4, а в аукционной документации не приложено обоснование необходимости использовать информацию отличную от КТРУ относительно данного параметра.

Так же Заказчиком в описании объекта закупки требуется «Ноутбук мобильного класса» с кодом КТРУ «26.20.11.110-000000143», с указанием «объем накопителя SSD/eMMC: не менее 128 Гб». Согласно КТРУ № 26.20.11.110-000000143 предусматриваются следующие варианты накопителя: «HDD, SSD, SSHD». Таким образом, Заказчиком в описании объекта закупки указан иной вид накопителя (eMMC) при этом обоснование необходимости использования указанных характеристик в документации об Аукционе отсутствует.

С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.1 Согласно доводу заявителя касаемо пункта позиции №2 «Ноутбук для управленческого персонала» с кодом КТРУ 26.20.11.110-00000141 с указанием «Диагональ экрана: не менее 14 дюймов». Согласно доводу Заявителя в КТРУ 26.20.11.110-00000141 отсутствует требование к диагонали экрана «не менее 14 дюймов», Заявитель считает, что данное описание объекта закупки некорректно, не соответствует позиции по КТРУ и может ввести участника закупки в заблуждение.

Заслушав доводы сторон, изучив положения аукционной документации, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что согласно характеристики товара работ, услуг указанных по данной позиции КТРУ «26.20.11.110-00000141» применение максимального размера диагонали к данной позиции товара не является обязательной.

Таким образом, довод заявителя относительно Диагонали экрана Комиссия УФАС по КЧР считает несостоятельным.

3. Относительно довода заявителя об отсутствии в документации об аукционе четкой инструкции по заполнению заявок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В п.27 Информационной карты документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению заявки (далее-Инструкция), согласно которой, символ в виде тонкой прямой линии с наклоном вправо «/» (далее – Слэш) никак не определен.

Комиссия УФАС по КЧР, изучив положения Инструкции, не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что Инструкция позволяет определить порядок заполнения первых частей заявок на участие в Аукционе и не вводит участников закупки в заблуждение.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 в отношении ряда программного обеспечения, используемого в рамках исполнения государственного контракта и не размещено обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской № 1236 "установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Российской N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления Правительства Российской N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).

В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением № 1236, обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является приобретение оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Пунктом 36 информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее: "Постановление Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в пункте 36 информационной карты документации об Аукционе, а также в извещении о проведении Аукциона установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 в отношении ряда программного обеспечения, используемого в рамках исполнения государственного контракта, что полностью соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Так же представитель Заказчика сообщил, что в Аукционной документации (Приложение №4 к Информационный карте документации об аукционе) содержится обоснования невозможности применения Постановления Правительства Российской Федерации №1236.

Таким образом, Комиссия УФАС по КЧР изучив положения аукционной документации, заслушав доводы сторон, приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2.При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией УФАС по КЧР также были выявлены иные нарушения. На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,решила:

1.Признать жалобу ИП Стрелкова П.В. обоснованной в части.

2.Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1, 3 статьи 31, пункт 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, часть 6 статьи 23, часть 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3.Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4.Передать материалы дела № 009/06/106-89/2020 от 13.04.2020г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

2. Мы всегда стараемся информировать Заказчиков о новеллах 44-ФЗ. Сегодня остановимся на закупках у единственного поставщика.

 

С 10 мая 2020 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 647.

Заключение контракта с единственным поставщиком удобно для заказчика, поскольку:

  • не нужно оформлять извещение о закупке (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • можно получить товар, результат работы (услуги) за наличный расчет (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Однако заключить контракт с единственным поставщиком можно в следующих случаях:

  • закупки по результатам несостоявшихся конкурентных процедур.

Этот случай предусмотрен п. п. 24, 25, 25.1 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Процедура считается несостоявшейся, если одна заявка была подана изначально или осталась по результатам процедуры, а также не было подано ни одной заявки либо все заявки были отклонены при проведении закрытых закупок;

Такие закупки разрешено проводить в ограниченном годовом объеме. При этом возможно два варианта расчета годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ): до 2 млн руб. или до 10% совокупного годового объема закупок, но не более чем 50 млн руб.

Для нужд сельских поселений годовой объем закупок не ограничен.

Не рекомендуем вам проводить такую закупку на всю допустимую общую сумму в начале финансового года. Если СГОЗ уменьшится, это может привести к нарушению ограничений для таких закупок и штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб. Аналогичная рекомендация изложена в п. 2 Письма Минэкономразвития России от 12.02.2015 N Д28и-229;

Их могут применять только отдельные категории заказчиков, в частности государственные или муниципальные образовательные организации, физкультурно-спортивные организации, дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел. При этом годовой объем закупок по данному пункту не должен превышать 5 млн руб. или 50% совокупного годового объема закупок и должен быть не более 30 млн руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

  • закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования.

Все случаи таких закупок установлены в п. п. 10, 13 - 15, 17, 18, 26, 33, 35, 37, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

  • закупки по энергоснабжению, строительству, ремонту, недвижимости.

Все случаи таких закупок указаны в п. п. 8, 19, 22, 23, 29, 31, 32, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

  • закупки в сфере медицины и ликвидации последствий ЧС.

Такие закупки установлены в п. п. 8, 9, 28, 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся, например:

- закупка услуг по хранению, ввозу или вывозу наркотических средств и психотропных веществ;

- закупки для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи в случаях, когда применение иных закупочных процедур нецелесообразно по времени.

В последнем примере важен следующий момент: закупка должна быть разовой и направлена, например, исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии и ее последствий. Не выбирайте этот способ, когда вы можете прогнозировать и контролировать ситуацию (Письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2872, от 04.04.2016 N ОГ-Д28-4271). Позиция ведомства сформирована до изложения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в новой редакции, однако полагаем, что она по-прежнему применима.

Произошли изменения в отдельных основаниях для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Во-первых, у заказчиков появилась возможность на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ брать в аренду земельные участки.

Во-вторых, п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ был изложен в новой редакции. Теперь на его основании можно закупать следующие услуги:

1) по техническому обслуживанию зданий;

2) по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;

3) по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на любом законном основании;

4) по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуги по охране, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обязательное условие - данные услуги <20> должны оказываться не самому заказчику, а другому лицу, пользующемуся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения заказчика. Это могут быть помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или переданные заказчику на ином законном основании.

--------------------------------

<20> В формулировке обязательного условия речь идет лишь об услугах, тогда как на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут приобретаться не только услуги, но и работы (например, по содержанию и ремонту общего имущества в здании). Получается, что на работы условие об их выполнении исключительно в интересах третьих лиц не распространяется. Подробнее об этом: В.В. Дон. Цит. соч.

Важно! Распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. В связи с этим заказчик, в частности, для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности) вправе осуществить по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг. Нужно убедиться, что имеется причинно-следственная связь между объектом закупки и целью его использования - удовлетворением потребностей, возникших из-за таких обстоятельств, и (или) предупреждением ЧС (п. п. 1, 2 Письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020);

  • закупки в сфере госуправления, обороны.

Объекты таких закупок указаны в п. п. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 30.1 (применяется до 31.12.2020 включительно), 40, 41, 46, 50 - 54, 56 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, закупка вооружения и военной техники у единственного производителя, обеспечение деятельности государственной охраны и т.д.;

К таким закупкам относятся, например:

- закупка у монополистов и центрального депозитария;

- закупка согласно актам Президента или Правительства РФ;

- закупка у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы. Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292;

- закупка сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых при трудоустройстве осужденных на основании договоров, которые заключены таким учреждением с юрлицами;

- закупка на оказание услуг по участию в мероприятии для нескольких заказчиков.

Важно! В период до 31.12.2020 включительно закупку у единственного поставщика можно провести в случаях, определенных Правительством РФ. Например, это можно сделать за счет средств резервного фонда Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ. Закупки в этих случаях проводятся в порядке, предусмотренном для закупок по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 647. В частности, в контракте необходимо указать соответствующий подпункт п. 1 названного Постановления и в течение трех дней после дня заключения контракта направить сведения в ФАС России.

 

 

Наверх