Правоприменительная практика Управления ФАС по Карачаево-Черкесской республике (1-й квартал 2020 года)
Раздел I. Антимонопольный контроль
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике рассмотрено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдано 2 предписания о прекращении нарушения.
В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» управлением в отчетном периоде рассмотрено 12 жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, 7 из которых признаны обоснованными. По результатам рассмотрения выдано 6 предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
В отчетном периоде управлением рассмотрено 16 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения дел выдано 8 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В ходе совместных проверок с прокуратурой, выявляются нарушения правил технологического присоединения к сетям. В таких случаях антимонопольным органом возбуждаются дела об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.
Статья 10 135-ФЗ
По статье 10 Закона о защите конкуренции за истекший период Карачаево-Черкесским УФАС выявлено 3 нарушения, в том числе выявлено нарушений в рамках выданных предупреждений. Выдано 3 предупреждения, которые в установленные сроки исполнены.
Нарушения выявлялись на рынках:
- газоснабжения;
- обращения с твердыми коммунальными отходами,
Выявленные нарушения совершались в следующих формах:
- навязывание невыгодных условий договора;
- необоснованный отказ или уклонение от заключения договора.
Недобросовестная конкуренция
За истекший период Управлением рассматривалось 2 дела по фактам недобросовестной конкуренции и выдано 4 предупреждения. Управлением были рассмотрены факты, указывающие на событие правонарушения, связанное с недобросовестной конкуренцией путем:
- распространения дискредитирующей информации (ст. 14.1);
- введения потребителей в заблуждение в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара (ст. 14.2);
- незаконного использ. товарного знака без согласия правообладателя (ст. 14.6);
В 2019 году проведены анализы состояния конкуренции на следующих товарных рынках Карачаево-Черкесской Республики:
Рынок услуг по убою скота: установлено доминирующее положение ОАО РАПП «Кавказ-мясо» в размере 100%, в географических границах товарного рынка. Необходимо отметить, что в силу религиозных особенностей на территории республики пользуется спросом «Халяльное мясо». Технология убоя халяльных животных строится на основе канонов ислама. Убой животных при этом носит ритуальный характер. Когда владелец животного обращается в ветеринарную станцию для реализации мяса внутри района, животное осматривается перед забоем и забивается подворно. После проводится ветсанэкспертиза и выписываются сопроводительные документы на место реализации мяса.
В связи с тем, что в районах отсутствуют убойные пункты, при обращении граждан в ветеринарные станции для забоя и отправки мяса на рынок в город Черкесск, животное осматривается живым и с сопроводительным документом отправляется в город Черкесск для убоя, где проводится ветсанэкспертиза и оправляется на рынок.
Товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, а потому является высококонцентрированным.
Рынок оказания услуг регулярных автобусных перевозок: проведенный анализ показателей, характеризующий рынок оказания услуг по осуществлению регулярных автобусных перевозок показал, что данный рынок является высококонцентрированным со слабо развитой конкуренцией.
Розничный рынок автомобильных бензинов: установлено доминирующее положение ВИНК ПАО «НК «Роснефть» - Карачаево-Черкесскнефтепродукт» с долей на рынке реализации автобензинов марки АИ - 92 равной 62%, АИ – 95 равной 50,02%
Установлено доминирующее положение ВИНК ООО «ЛУКОЙЛ Югнефтепродукт» с долей на рынке реализации автобензинов марки АИ - 98 равной 100 %.
Рассматриваемый товарный рынок является высококонцентри-рованным, относится к рынку со слабо развитой конкуренцией.
Розничный рынок дизельного топлива: установлено доминирующее положение ПАО «НК – «Роснефть» - «Карачаево-Черкесскнефтепродукт» с долей на рынке в границах Карачаево-Черкесской Республики 53,75%
Товарный рынок является высококонцентрированным, относится к рынку со слабо развитой конкуренцией.
Рынок оказания услуг по торговли оптовой природным (естественным) газом: установлено доминирующее положение ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» с долей на рынке услуг газоснабжения в размере 100 процентов, в географических границах товарного рынка (Карачаево-Черкесская республика).
Анализируемый рынок услуг по газоснабжению в установленных географических границах относится к высококонцентрированному, с неразвитой конкуренцией.
2.6 Рынок теплоснабжения: установлено доминирующее положение в ООО «Тепловые сети» с долей на рынке услуг по теплоснабжению в размере 100%, в географических границах товарного рынка (г. Черкесск);
Товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, а потому является высококонцентрированным.
Рынок электрической энергии (мощности): установлено доминирующее положение АО «Карачаево-Черкесскэнерго» с долей на рынке в границах Карачаево-Черкесской Республики 62,03 %.
Товарный рынок является высококонцентрированным, относится к рынку со слабо развитой конкуренцией.
Изменения в Федеральный закон № 135-ФЗ.
- Глава 7.1. «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности» (введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 485-ФЗ).
С 8 января запрещено создавать унитарные предприятия или менять их вид деятельности
Запрет позволит постепенно освободить бизнес от конкуренции с ГУП и МУП. Исключения предусмотрены для унитарных предприятий, которые работают, например, в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии, обращения с радиоактивными отходами.
Остальные ГУП и МУП, которые на 8 января работали на конкурентных товарных рынках, потребуется ликвидировать или реорганизовать до 2025 года. Если учредитель этого не сделает, ликвидацией по иску антимонопольного органа займется суд.
- Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (введена Федеральным законом от 01.03.2020 N 33-ФЗ).
Антимонопольный комплаенс - это система правового риск-менеджмента, меры и процедуры, которые позволят вам предупреждать нарушения антимонопольного законодательства. Для его внедрения в организации выявите антимонопольные риски, примите внутренние акты, назначьте ответственных за проведение.
Термин "антимонопольный комплаенс" в Законе о защите конкуренции не используется. Близким к нему является понятие системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Под такой системой понимается совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение нарушения. Эти меры могут быть предусмотрены внутренним актом (актами) организации либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с ней, если такой внутренний акт распространяется на нее.
Зам. руководителя УФАС по КЧР Инус Матакаев.