ДОКЛАД врио руководителя УФАС по КЧР к публичным обсуждениям правоприменительной практики 20.03.20
06 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

К публичным слушаниям

20 марта 2020 года.

Настал 2020 год, последний год, в котором заканчивается срок, на который был разработан план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 16.08.2018г. № 1697-р был утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - План). Сегодня уже разработан одноименный План до 2025 года.

Статьей 8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией РФ и является одной из основ конституционного строя РФ.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

На современном этапе, учитывая динамику товарных рынков, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации, необходим единый план мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции.

Целями плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - план развития конкуренции) являются:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

Контрольные показатели реализации плана развития конкуренции в отраслях экономики в каждом виде деятельности, указанном в приложении к плану развития конкуренции:

 

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

Текущее значение

2020 год

Ответственные исполнители

1.

Обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу <1>

количество субъектов

нет данных <2>

присутствие в каждом виде деятельности не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

2.

Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом

количество нарушений

3725 <3>

не более 1862

ФАС России

3.

Увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказов

процентов

15,4 процента <4>

не менее 31 процента

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

4.

Увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства

процентов

11,2 процента <5>

не менее 18 процентов

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной

 

 

 

Определены ожидаемые результаты:

… -сокращение доли несостоявшихся закупок в области дорожного хозяйства, а также исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации

 

Препятствование возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

 

Обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи

 

 

 

 

 

 

Обеспечение на товарных рынках в сфере жилищно-коммунального хозяйства присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу

 

Исключение тарифной дискриминации

 

 

Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования

 

 

Создание условий в области промышленности для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках

 

 

Увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории Российской Федерации …..

 

         

 

Часть плана развития конкуренции , который необходимо выполнить в 2020 году:

- реализация мер, направленных на недопущение ограничения конкуренции при подготовке предложений по установлению верхнего предела среднегодового дохода хозяйствующего субъекта, определяющего его право на получение государственной поддержки, предоставляемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и предоставлении государственной поддержки с/х производителям;

подготовка предложений по установлению верхнего предела среднегодового дохода хозяйствующего субъекта, определяющего его право на получение государственной поддержки, предоставляемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

 

проведение анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в части выявления избыточных требований к получателям субсидий на региональном уровне, по результатам которого рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, закрепляющее право Правительства Российской Федерации определять условия предоставления субсидий по тем направлениям, по которым осуществляется финансирование из федерального бюджета

 

совершенствование механизма выдачи гарантий Правительства Российской Федерации по сделкам, связанным с оплатой продукции, поставленной в страны Содружества Независимых Государств, в том числе Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию

 

 

 

подготовка предложений по установлению верхнего предела среднегодового дохода хозяйствующего субъекта, определяющего его право на получение государственной поддержки, предоставляемой в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

доклад в Правительство Российской Федерации

2 кв.2020г.

II квартал 2020 г.

Минсельхоз России,

Минэкономразвития России

проведение анализа правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в части выявления избыточных требований к получателям субсидий на региональном уровне, по результатам которого рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, закрепляющее право Правительства Российской Федерации определять условия предоставления субсидий по тем направлениям, по которым осуществляется финансирование из федерального бюджета

доклад в Правительство Российской Федерации

4кв.2020г.

IV квартал 2020 г.

Минсельхоз России,

Минэкономразвития России,

ФАС России,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

совершенствование механизма выдачи гарантий Правительства Российской Федерации по сделкам, связанным с оплатой продукции, поставленной в страны Содружества Независимых Государств, в том числе Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию

 

 

IV квартал 2020 г.

Минсельхоз России

           

Дорожное строительство.

Формирование конкурентной

среды для подрядных организаций - участников рынка работ,

связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении

автомобильных дорог общего пользования

 

 

 

 

2019 год

Минэкономразвития России,

Минтранс России,

Минфин России,

Росстандарт,

ФАС России

 

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части определения видов конкурентных процедур, требований к подрядным организациям и правил оценки предложений при осуществлении закупочной деятельности в отношении работ, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования

федеральный закон РФ

внедрение диверсифицированных требований к подрядным организациям в зависимости от видов выполняемых работ, в том числе предусматривающих, что подрядчик без опыта работы на рынке может претендовать только на выполнение работ по автомобильным дорогам низших категорий. При условии качественного выполнения работ на низших технических категориях подрядчик может участвовать в торгах на проведение работ на дорогах более высоких категорий, искусственных дорожных сооружениях

2020 год

Минтранс России,

Минфин России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

 

Определение предельного объема работ в натуральном и (или) денежном выражении, который может быть включен в один лот по каждому виду работ

постановление Правительства Российской Федерации

В течение 6 мес.после вступления закона, указанного

выше

астоящего раздела

Минтранс России,

Минфин России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

 

Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления минимальных и максимальных объемов работ, передаваемых в обязательном порядке субподрядчикам, случаев, когда привлечение субподрядчиков позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, а также определяющих требования к привлекаемым субподрядчикам, порядок учета квалификации субподрядчиков

федеральный закон

созданы условия для расширения возможных методов кооперации подрядных организаций с учетом развития системы возможностей установления государственными заказчиками обоснованных требований к привлечению субподрядчиков, позволяющих задействовать различные механизмы кооперации подрядных организаций, учета при проведении закупочных процедур квалификации фактических исполнителей работ с сохранением необходимого уровня контроля за выполнением работ со стороны государственных заказчиков

2020 год

Минтранс России,

Минфин России,

Минэкономразвития России,

ФАС России

 

 

 

 

 

2019 год

Минтранс России,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

ФАС России

 

Внесение изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах РФ, направленных на развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов в границах субъектов РФ, включающих развитие поставки нефтепродуктов ( в том числе обеспечение на рынке в качестве поставщиков нефтепродуктов не менее трех хоз.субъектов , не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

 

Внесение изменений в ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ с в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» в части возможности принудительной продажи акций компании в случае выхода антимонопольного органа с соответствующим иском в суд - 1 кв. 2020г.

 

Проведение анализа и установление единых правил организации приема платежей через официальные сайты ФОИВ в сети ИНТЕРНЕТ, Единый портал государственных и муниципальных услуг и государственную информационную систему ЖКХ, в т.ч. предполагающих установление порядка и условий проведения на периодической основе конкурентного отбора хоз.субъектов, обеспечивающих осуществление платежей в рамках указанных ресурсов , а также порядка информирования потребителей обо всех существенных условиях осуществления платежей в рамках указанных ресурсов. – 2 кв. 2020г.

 

Законодательное закрепление института обязательных заключений ФАС РФ об оценке стандартов ( правил) профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка на предмет возможности ограничения конкуренции.

 

 

 

 

Как было сказано выше, одним из ожидаемых результатов внедрения «дорожной карты» явилось – препятствованию возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ на содержание , ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

 

Постановлением Правительства от 17 июня 2019г. № 1314-р утверждена межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на период 2019-2023 годов. Приложением № 2 утвержден ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МЕР ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ КАРТЕЛЕЙ И ИНЫХ ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНКУРЕНЦИЮ СОГЛАШЕНИЙ НА 2019 - 2023 ГОДЫ . Коротко коснемся отдельных из них:

 

 

Разработка методики оценки латентности картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений в экономике (в разрезе сфер народного хозяйства), оценки доходов участников картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений от противоправной деятельности, причиненного ущерба государству, экономике и гражданам

методические рекомендации

апрель 2020 г.

ФАС России,

МВД России,

Следственный комитет Российской Федерации,

ФСБ России

обеспечение научно обоснованной оценки латентности картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений и предполагаемого ущерба от противоправной деятельности

 

Разработка методики выявления, пресечения и профилактики картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на товарных рынках и на торгах в условиях цифровой экономики

методические рекомендации

март 2020 г.

ФАС России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

совершенствование методического обеспечения борьбы с картелями в условиях цифровизации экономики

 

Организация проведения Евразийского форума по картелям в 2019 и 2021 годах

доклад в Правительство Российской. Федерации

2019 год, 2021 год, 2023 год

ФАС России

анализ лучших практик по расследованию дел о нарушении антимонопольного законодательства с участием научных экспертных сообществ

III. Проведение практических мероприятий

 

Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики

доклад в Правительство Российской Федерации

2019 - 2023 годы

ФАС России,

МВД России,

Следственный комитет Российской Федерации,

ФСБ России

снижение количества ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики

 

Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, а также преступлений коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации

доклад в Правительство Российской Федерации

2019 - 2023 годы

ФАС России,

МВД России,

Следственный комитет Российской Федерации,

ФСБ России

снижение количества ограничивающих конкуренцию соглашений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации

 

Организация проведения ежегодных комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, препятствующих закупкам товаров российского производства, с участием иностранных компаний и государственных заказчиков

доклад в Правительство Российской Федерации

2019 - 2023 годы

ФАС России,

МВД России,

Следственный комитет Российской Федерации,

ФСБ России

повышение конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей

 

Осуществление межведомственного взаимодействия по выявлению, пресечению и расследованию картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на заседаниях экспертной группы при межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики

доклад в Правительство Российской Федерации

2019 - 2023 годы

Генеральная прокуратура Российской Федерации,

МВД России,

Следственный комитет Российской Федерации,

ФСБ России,

ФАС России,

Росфинмониторинг

совершенствование межведомственного взаимодействия в рамках борьбы с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями

 

Организация работы по взысканию в судебном порядке ущерба, причиненного государству картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, заключенными на торгах, а также расторжение договоров, заключенных по результатам таких торгов

доклад в Правительство Российской Федерации

2019 - 2023 годы

ФАС России

повышение эффективности возмещения ущерба, причиняемого картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями

 

Систематическое освещение в средствах массовой информации проводимых мероприятий по противодействию картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям

доклад в Правительство Российской Федерации

2019 - 2023 годы

ФАС России,

МВД России,

Следственный комитет Российской Федерации,

ФСБ России

повышение информированности граждан, формирование в обществе негативного отношения к картелям и иным ограничивающим конкуренцию соглашениям

 

Повышение эффективности исполнительного производства по делам о взыскании административных штрафов, налагаемых антимонопольным органом за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

 

доклад в Правительство Российской Федерации

2019 - 2023 годы

ФССП России,

ФАС России

сокращение количества невзысканных административных штрафов, налагаемых антимонопольным органом за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

 

 

 

В развитие данного постановления ФАС России 07.10.2019 года издан приказ № 1311/19 «Об утверждении плана графика ФАС России по исполнению межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 17.06.2019 № 1314-р», которым закреплены и совершенствование законодательства РФ в данной сфере , и проведение практических мероприятий , и обучение и подготовка кадров и межведомственное взаимодействие с иными контрольно-надзорными органами в данной сфере. Проблеме пресечения образования картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений уделяется достаточно большое внимание со стороны всех контрольно-надзорных органов .

И самое основное: за организацию картелей предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса РФ. Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, -

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 45-ФЗ)

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

 

Врио руководителя Г.П.Аврахова

Наверх