Доклад УФАС по КЧР за 1 квартал 2019 года В рамках публичных слушаний: «Приоритетные направления по развитию конкуренции в РФ, КЧР»
06 марта 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями и потребителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

Ключевым инструментом достижения целей социально-экономической развития является конкурентная политика.
Она направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития, во-вторых, снижение инфляции, в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения, в-четвертых, развития национальной конкурентоспособности.
Конкуренция является стимулом экономического роста и основой поступательного развития страны, главным движущим фактором развития общества . Конкуренция способствует развитию новых технологий и поиску наиболее эффективных способов производства, что приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора товаров для потребителей .

Поддержка конкуренции является одной из основ конституционного строя Российской Федерации . Современное российское законодательство о защите конкуренции в результате последовательных преобразований за последние несколько десятков лет соответствует мировым стандартам и принципам антимонопольного законодательства .

В то же время для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны .

Развитие конкуренции в экономике – это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров до защиты прав граждан и региональной политики. Предпринимаемые государством меры по развитию конкурентной среды в отдельных отраслях (сферах) и чаще всего секторах экономики имели положительные результаты, однако они не привели к системным улучшениям в состоянии конкурентной среды в масштабе страны .

Важным этапом определения вектора развития экономической политики в Российской Федерации стало утверждение Президентом Российской Федерации Указа от 21 декабря 2017 года No 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым в качестве приоритетного направления деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотрено активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации . Данным указом также утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы, предусматривающий первоочередные мероприятия, направленные на достижение ключевых показателей по развитию конкуренции

Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года No 1738-р, выстроена система деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по развитию конкуренции при содействии субъектам Российской Федерации со стороны Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по про-движению новых проектов», автономной некоммерческой организации «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» .

Для возможности осуществления деятельности по развитию конкуренции на системной основе необходимо было создать единую для всех субъектов Российской Федерации инфраструктуру, с понятными правилами и алгоритмом функционирования, которая ранее отсутствовала . Данная задача была реализована в рамках Стандарта развития конкуренции, чьи составляющие являются основой указанной инфраструктуры.

Сформированная в субъектах Российской Федерации структура органов, ответственных за реализацию Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, и система взаимодействия органов власти всех уровней в целях содействия развитию конкуренции должны быть встроены в общую единую систему государственной политики по развитию конкуренции, идеологические основы которой заложены в Указе Президента РФ No 618 .Реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, особенно в условиях экономических санкций, возможна только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, российского бизнес-сообщества и институтов гражданского общества .

Указом Президента РФ No 618 создана единая система государственной политики, определяющая направления совместной деятельности по развитию конкуренции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях .Предполагается, что федеральные министерства и ведомства, ответственные за реализацию государственной политики в отраслях (сферах) экономики, на основе анализа реализованной на региональном и муниципальном уровне деятельности по содействию развитию конкуренции с определенной периодичностью будут обновлять федеральный план развития конкуренции («дорожную карту») в отраслях (сферах) экономики, одновременно задавая темп и цели развития для всей страны, с соответствующей актуализацией Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации для деятельности по содействию развитию конкуренции на региональном и муниципальном уровне .

Наряду с традиционными факторами ограничения конкуренции монополизации товарных рынков способствуют элементы глобализации рынков, обусловленные в том числе возможностями цифровой экономики (использование интернет-платформ, использование больших данных и т .д .), недобросовестные практики транснациональных компаний, а также вводимые против России экономические санкции .

Современные рынки отличаются от тех, которые существовали 15–20 лет назад: они становятся цифровыми . Так, торговля, финансовый сектор, транспортные услуги, сферы ЖКХ, строительства, медицины, ТЭК, машиностроение, добыча сырья и природных ресурсов – все эти отрасли (сферы) так или иначе сегодня функционируют с использованием цифровых технологий.

Особенность товара в эпоху цифровой экономики проявляется в ценности информации на современном рынке, которая оказывает прямое влияние на стоимость практически всех товаров (работ, услуг) .

Многие товарные рынки, по сути, становятся нематериальными, поскольку такой вид товара, как информация, является нематериальным, он не может быть точно оценен с точки зрения материального производства, при этом охраняется законодательством об интеллектуальной собственности и потребители готовы за него платить .

Наряду с глобальными экономическими вызовами монополизации региональных рынков способствуют и традиционные экономические факторы:

• государственно-монополистические тенденции региональных экономик;

• картелизация конкурентных сфер экономической деятельности;• запрет параллельного импорта, особенно в «санкционных» сферах экономической деятельности;

• тарифная дискриминация, которой способствует прежде всего отсутствие единых на всей территории страны правил установления тарифов на услуги естественных монополий, что имеет следствием создание входных барьеров и неконкурентных условий для ведения бизнеса на территории разных субъектов Российской Федерации;

• недостаточное использование потенциала малого и среднего бизнеса для развития конкуренции, создание для малого бизнеса барьеров входа на рынки и вытеснение его с рынков;

• ограничение конкуренции органами государственной власти и органами местного само-управления.

Проявления государственного протекционизма в отношении отдельных хозяйствующих субъектов на региональном уровне, тенденции экономического сепаратизма в виде закрытия границ для продукции, произведенной на территории других субъектов Российской Федерации, а также значительное количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов региональной и муниципальной власти сопряжены с проблемами развития конкуренции на национальном уровне .

Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля в российской экономике хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

Проблема государственной монополизации экономики на национальном уровне сопряжена с проблемами государственно-монополистических тенденций региональных экономик и применения не рыночных, а административно-хозяйственных методов управления экономикой на региональном и муниципальном уровне .

Укоренению указанных тенденций способствует наличие большого количества действующих и создание новых организаций с государственным и муниципальным участием, прежде всего унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных товарных рынках, искусственная монополизация потенциально конкурентных сфер экономической деятельности за счет закрепления отдельного вида деятельности за государственной или муниципальной организацией, предоставления таким организациям преимуществ по сравнению с независимой от государства или муниципального образования организацией, создания барьеров доступа на конкурентный товарный рынок организациям частной формы собственности .

На региональном и муниципальном уровнях используется практика неформальных преференций, создания искусственных барьеров, дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, необоснованные проверки, организация давления посредством использования административного ресурса. Сама возможность влияния на бизнес вплоть до его закрытия путем использования административного ресурса нередко является определяющим фактором конкурентной среды для малых и средних предприятий. Возможности органов власти широко используются в конкурентной борьбе и стали неотъемлемой ее частью. Это существенным образом ограничивает позитивную роль справедливой конкуренции и завышает издержки общества и экономики.
Так, за последние 2,5 года, по данным ФАС России, доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти сохраняется на устойчиво высоком уровне. Около половины всех дел о нарушении антимонопольного законодательства приходится на долю неконкурентных действий органов власти: 46,2% в 2007 году.

При этом количество фиксируемых нарушений, совершаемых органами власти, по сравнению с предыдущим годом возросло на 17%, а доля повторных нарушений составила 22% в общем количестве выявленных нарушений. При этом очевидно, что значительная часть таких правонарушений остается латентной и не фиксируется статистикой ФАС России.
Развитие конкуренции в различных отраслях экономики Российской Федерации, прежде всего в сфере малого и среднего предпринимательства, также ограничено действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части необоснованного ограничения доступа хозяйствующих субъектов к передаваемым правам в отношении государственного и муниципального имущества.

Для решения вопросов содействия развитию конкуренции необходимо формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

А. С. Уракчиев, руководитель УФАС по КЧР.

Наверх