Итоги работы в 4 квартале 2018 года отдела контроля закупок УФАС по КЧР
03 декабря 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Итоги работы в 4 квартале 2018 года отдела контроля закупок УФАС по КЧР

 

  1. Продолжая осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в 4 квартале 2018 года , в период действия новых норм закона , вступивших в силу с 1 июля 2018года , хотелось бы отметить следующее.

В текущем периоде в управление поступило в 26 жалоб на действия Заказчиков, их Комиссий, Уполномоченного органа Проведено 10 контрольных мероприятий , 1 из них плановое, остальные проводились по письмам прокуратуры , главного федерального инспектора по КЧР.

При этом порядка 15 жалоб были направлены на осуществление работ по ремонту и благоустройству придомовых территорий , автомобильных подъездов к жилым домам во всех муниципальных районах республики.

Из общего количества поступивших жалоб только 4 были признаны Комиссией управления необоснованными , по остальным приняты решения об обоснованности доводов жалоб, или частичной их обоснованности, Заказчики , аукционные , единые комиссии Заказчиков были признаны нарушившими нормы Федерального закона о контрактной системе.

При том, большое количество нарушений выявлялось комиссией УФАС по КЧР , при проведении внеплановых проверок, которые в обязательном порядке проводятся при поступлении жалоб.

  1. Отдельно хочу остановиться на некоторых принятых решениях по поступившим жалобам.

Первый пример: Доводы жалобы следующие:

В извещении и проекте контракта Заказчиком установлены разные сроки оплаты контракта, что нарушает часть 7 статьи 94 закона № 44-ФЗ.

В извещении установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства , социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом, с 1 июля 2018 года с внесением изменений в 44-ФЗ, данная норма утратила силу.

В извещении не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, чем допущено нарушение статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

В разделе 4 Техническое задание по позиции «Смесь песчано-гравийная» Заказчиком установлены требования к гравию в смеси согласно ГОСТ 8267-93; щебень фракций, которую требует Заказчик не выпускают.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС- 03.10.2018г.;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 4 955 000.0 руб. ;

3) дата и время окончания подачи заявок на участие - 19.10.2018 в 10-00;

4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников электронного аукциона – 19.10.2018г . ;

6) на участие в аукционе подана 1 заявка от участников закупки.

1. Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является: Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в одном из сельских населенных пунктов .

В соответствии с пунктом 9 статьи 42 Закона № 44-ФЗ Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В разделе извещения «преимущества» Заказчик установил преимущества для субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) социально ориентированных некоммерческих организаций (далее-и СОНО).

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

В пункте 2.5 проекта контракта Заказчик устанавливает выплату аванса в размере 15 % от суммы контракта в течение 10 календарных дней, а оплату за фактически выполненные объемы работ после предоставления актов о приеме выполненных работ ( форма КС-2) , справок о стоимости выполненных работ ( форма КС-3) в течение 30 (тридцать) с момента подписания данных актов.

При этом, в извещении о проведении закупки установлено ограничение к участникам закупки - для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, не установив срок оплаты товара, выполненной работы , установленной для СМП ,Заказчик допустил нарушение требований части 8 статьи 30, части 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 9 статьи 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.

Статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ установлены преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и участие организаций инвалидов в закупках.

Статья 30 Закона № 44-ФЗ – участие субъектов малого предпринимательства , социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках не относится к преимуществам в силу пункта 9 части 42 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, установив в извещении в разделе преимущества для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям , не предусмотренное действующей редакцией закона № 44-ФЗ , Заказчиком допущено нарушение пункта 9 статьи 42 Закона о контрактной системе. (Данное нарушение является достаточно распространенным, поскольку в действующей редакции Закона о контрактной системе для СМП установлено только ограничение , а преимущество не устанавливается ; а ранее были и ограничение участия СМП и преимущество).

Согласно пунктам 7,8 статьи 42 Закона № 44-ФЗ Заказчик обязан указать в извещении размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом); размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Заказчик в извещении установил требования: «обеспечение заявки», «обеспечение контракта». При этом, в информационной карте аукционной документации и в текстовой части документации, в пункте 4.2 , Заказчиком установлены требования, согласно пунктам 7,8 статьи 42 Закона.

  • образом, Комиссия приходит к выводу о том, что не установив в извещении порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом), размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения Заказчиком допущено нарушение требования пунктов 7,8 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. При этом, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 19.10.2018г. для участия в аукционе подана заявка одного участника, которая признана комиссией соответствующей, Комиссия управления приходит к выводу о том, что данное нарушение признано не повлиявшим на определение поставщика.

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно разделу 4 Техническое задание аукционной документации Заказчиком установлены требования к материалам , в том числе к «Смеси песчано-гравийной природной».

«Смесь песчано-гравийная природная должна быть из гравия с маркой дробимости выше шестьсот. Песчано-гравийная смесь должна соответствовать ГОСТ 23735-2014. Песчано-гравийная смесь должна представлять собой смесь песка и гравия. Наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм, но не более 70 мм. Гравий в составе смеси должен соответствовать ГОСТ 8267-93. Фракции гравия в составе смеси: от 5 до 10мм и/или от 10 до 20мм и/или от 20 до 40мм и/или от 40 до 70мм. Песок должен соответствовать ГОСТ 8736-2014».

Согласно пункту 4.3.2 ГОСТ 23735-2014 «Зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуется содержанием в ней фракций гравия : размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм и от 40 до 70 мм», что не противоречит установленному в техническом задании. Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Комиссия УФАС по КЧР принимает решение:

1. Признать жалобу ООО «…..» обоснованной в части .

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30, пункта 7,8,9 статьи 42, части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе при заключении контракта.

4. Передать материалы дела № 127 от 25.10.2018г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Второй пример: Предмет торгов: Ремонт и благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов , проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов в одном из городов республики.

Победителем аукциона признано АО «ДЭУ…..» с предложенной ценой контракта - 15 067 180.0 рублей;

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.

Считает отклонение первой части своей заявки по товару № 10 «Асфальтобетонная смесь» и товарам №№ 4, 12 «Камни бортовые» необоснованным. То есть, жалоба подана на действия Комиссии Заказчика.

Суть дела заключается в том, что Заказчик неверно прописал требования в техническом задании , с нарушением ст. 33 , что не позволило Заявителю предложить параметры по двум товарам , удовлетворяющие требованиям аукционной документации – отклонение первой части заявки Заявителя признано Комиссией УФАС по КЧР неправомерным, нарушающим части 3,4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.

Жалоба была признана обоснованной , Заказчик и Комиссия Заказчика нарушившими нормы 44-ФЗ, выдано предписание об устранении нарушений, будут возбуждены административные дела.

Если предыдущий пример указывает на неправомерные действия Комиссии Заказчика при отклонении первых частей заявок участников, то хочется обратить внимание Заказчиков на то, в каких случаях вы обязаны отклонять вторые части заявок , поскольку очень часто Заказчики в устной форме задают такие вопросы.

  1. Проверьте вторые части заявок: соответствуют ли участники требованиям документации и представили ли все документы. Если нет – отклоняйте заявку по ч. 6 ста. 69 Закона № 44-ФЗ.
  2. Необходимо проверить следующие сведения и документы:

- ИНН учредителей , руководителя , членов коллегиального исполнительного органа участника ( п.1 ч. 5 ст. 66). По мнению Минэкономразвития России, Закон № 44-ФЗ не обязывает участника отражать в заявке информацию об отсутствии ИНН ( Письмо от 19.06.2015г. № д28и-1741). Участник должен указать ИНН ( при его наличии). Следовательно, заявка подлежит отклонению , если в ней ( включая выписку из ЕГРЮЛ ) нет ИНН, но заказчик установил факт его наличия у участника.

- декларацию соответствия требованиям, установленным п.п.3-9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Если декларации нет, или в ней указаны не все требования из п.п. 3-9 ст. 31 Закона № 44-Фз , которым такой участник должен соответствовать – отклоняйте заявку.

- копию решения об одобрении крупной сделки ( п.4 ч.5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). Проверьте устав участника . Если по уставу такое одобрение обязательно , а в составе заявки его нет – отклоняйте заявку. Если из текста устава не ясно , нужен такой документ или нет , не отклоняйте заявку за его отсутствие ( возможно ваши действия будут обжалованы).

- копию лицензии или выписку из реестра членов СРО ( п.2 ч. 5 ст. 66 ). Если Вами установлены такие требования о наличии документов в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 , а их нет – отклоняйте заявку.

-декларацию принадлежности к СМП и СОНКО ( п.7 ч. 5 ст. 66) , если вы проводите аукцион среди этих участников , а декларации нет – отклоняйте заявку.

- документы, подтверждающие , что товар, работа, услуга не подпадают под запрет, ограничения, предусмотренные для иностранной продукции ( п.6 ч. 5 ст. 66), Если вы установили такой запрет в документации , а документы не представлены - отклоняйте заявку.

- копии документов, подтверждающих , что товар, работа или услуга соответствуют требованиям законодательства ( п.3 ч. 5 ст. 66). Если вы установили такое требование в документации , а документов нет- отклоняйте заявку. Например, при закупке лекарственных средств таким документом будет копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата. Необходимо помнить, что отклонять заявку за непредставление таких документов можно, только если законодательством не предусмотрено , что эти документы передаются вместе с товаром. Нельзя отклонять заявку за непредставление копии паспорта изделия , сертификата качества и т.д.

- копии документов, подтверждающих хорошую деловую репутацию, наличие квалифицированных человеческих и финансовых ресурсов , материалов и оборудования, опыта для исполнения контракта ( п.2 ч. 5 ст. 66) . Если вами такие требования были установлены , а документов нет – или они не соответствуют требованиям Правительства – отклоняйте заявку.

- проверьте участника, его учредителей , директора в РНП. Если вы установили требование об отсутствии участника в РНП , а он там есть – отклоняйте заявку ( ч. 1.1 ст. 31).

- проверьте документы участника на предмет недостоверных сведений . Например, можно сверить данные выписки из ЕГРЮЛ со сведениями с официального сайта ФНС, если сведения недостоверны - отклоняйте заявку.

Принятые решения отразите в протоколе подведения итогов электронного аукциона.

 

II. И, как обычно, немного информации о правилах работы и контроля по новым условиям 44-ФЗ и изданных в развитие подзаконных нормативный актов, что сделать чтобы закупки соответствовали актуальным правилам.

  1. Меняются планы по новым правилам.

В некоторых случаях начать закупки можно уже через день после внесения изменений в план-график. Изменения коснулись контрактов с единственным поставщиком и некоторых закупок после несостоявшихся процедур.

Правительство привело свои акты по планированию в соответствии с нововведениями , а также дополнило их: заключить контракт для устранения последствий аварий и для экстренной медицинской помощи можно в день внесения изменений в план-график.

  1. Проверяйте извещения и документации.

Не требуйте обеспечение заявки , если НМЦК в конкурсе или аукционе составляет 1 млн. руб. или меньше. Если она больше , до 20 млн. руб. составит 0,5-1% НМЦК; больше 20 млн. 0.5 – 5% НМЦК.

Требования к участникам дополните еще одним – у них не должно быть законодательных ограничений для участия в закупках.

Для аукционов с НМЦК 3 млн. руб. или меньше назначайте дату рассмотрения первых частей заявок на следующий рабочий день после окончания их подачи.

В проекте контракта в разделе «ответственность» замените слова «ставки рефинансирования» словами «ключевой ставки».

 

  1. Внешняя экспертиза проводится чаще.

Она стала обязательной для приемки по контрактам , заключенным с единственным поставщиком после несостоявшихся электронных процедур , в том числе ЭА.

  1. Отчеты по контрактам по новым правилам.

Теперь у Заказчика есть 5 рабочих дней , чтобы направить информацию в реестр контрактов ( ст. 103) .

Отчет об исполнении этапа нужен только для контрактов с ценой больше 1 млрд. руб. и контрактов на строительство , реконструкцию , капитальный ремонт объектов капитального строительства , сохранение объектов культурного наследия.

УЧАСТНИКУ:

  1. Можно подготовиться к подаче документов в Реестр участников закупок .

С 1 января 2019 года в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок.

Регистрация в ЕИС участников будет проходить в электронной форме и бесплатно. Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.

Лица, аккредитованные на площадках, но не прошедшие регистрацию в ЕИС, смогут подавать заявки только по 31 декабря 2019 года.

Документ: Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ (вступает в силу 1 июля 2018 года, за исключением отдельных

  1. ГИС «Независимый регистратор».

С 1 июля Закон № 44-ФХ предусматривает государственную информационную систему для мониторинга и фиксации действий в ЕИС и на электронной площадке. ППР от 28.07.2018г. № 881,882,883, вступают в силу с 01.10.2018г. и определяют функционирование ГИС «Независимый регистратор».

Система должна выполнять следующие основные задачи:

- мониторинг работоспособности ЕИС, электронной площадки;

-фиксация в том числе и видеофиксация действий участников контрактной системы.

7. ФК утвердило график перехода на отечественное ПО для ведения бюджетного учета.

Для госорганов, которые подчиняются Правительству и подведомственных им казенных учреждений ФК закупит программы для ведения бюджетного учета. Ведомство определило график , по которому предоставит закупленное ПО. Госорганам и учреждениям нужно учитывать установленные сроки получения ПО при формировании планов закупок. ( Приказ ФК от 10.10.2018г. № 36н).

8.Федеральные бюджетные и автономные учреждения разместят планы закупок через «Электронный бюджет».

Минфин сообщил, что федеральные бюджетные и автономные учреждения разместят планы закупок через систему «Электронный бюджет».

Если вы успели сформировать проект такого плана закупок в личном кабинете ЕИС, его нужно перевести в архив. Затем вы сможете получить план закупок из системы «Электронный бюджет», чтобы разместить его в открытой части ЕИС.

Если вы уже разместили план закупок на 2019 год в открытой части ЕИС через его личный кабинет, необходимо сформировать аналогичный план в системе «Электронный бюджет».

Минфин уточнил, что для планов-графиков порядок размещения останется прежним: через личный кабинет ЕИС.

 

ФАС планирует внесение изменений в КОАП РФ , иначе не получится наказывать за ряд нарушений при электронных госзакупках ( проект ).

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в действующей редакции Кодекса не учтены поправки, внесенные Законом N 504-ФЗ. Поэтому наказывать за некоторые нарушения порядка проведения новых электронных госзакупок сейчас нельзя.

За просрочку в отправке оператору документов будут штрафовать как за опоздание с размещением в ЕИС.

Части 1, 1.1, 1.2, 1.3 и 3 ст. 7.30 КоАП РФ поправят так, чтобы можно было наказывать за ненаправление документов оператору электронной площадки, а также за опоздание в направлении.

К примеру, при проведении открытого конкурса в электронной форме протокол рассмотрения первых частей заявок заказчик должен направить оператору электронной площадки. Аналогичным образом нужно поступить и с протоколом рассмотрения вторых частей. При этом ответственность установлена только за нарушение сроков размещения документов в ЕИС либо за их не размещение в системе.

 

Наказание за неправомерные требования к товарным знакам станет мягче

С 50 тыс. до 30 тыс. руб. может снизиться максимальное наказание, которое будет грозить должностным лицам за незаконные требования к объекту закупки с указанием товарных знаков, фирменных наименований и некоторых других ограничений. Штрафовать за такие нарушения будут не по ч. 4.1, а по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Будут штрафовать за незаконное признание участника уклонившимся от заключения контракта

Должностное лицо, неправомерно признавшее участника уклонистом, хотят наказывать на 50 тыс. руб.

 

Планируют расширить перечень лиц, которые вправе выносить постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. В него войдут начальники отделов в ФАС и УФАС.

Документ:

Проект федерального закона (публичное обсуждение завершается 05 декабря 2018 года)

 

Оптимизация закупочной деятельности – как оптимизировать региональные закупки.

 

ФАС России дала региональным властям несколько рекомендаций о том, как обеспечить прозрачность закупок ,равный доступ к ним поставщиков, увеличить долю закупок у СМП И СОНКО.

Предложено:

-больше закупок проводить централизовано или совместно. Это позволит сократить издержки закупочного процесса и оптимально формировать лоты, чтобы получать более выгодные предложения по цене.

- установить типовые технические задания и контракты для всех заказчиков;

-ввести специальный режим закупок у СМП, в частности ввести единый ограниченный набор требований к участнику и к составу заявки.

 

Подытоживая все вышеизложенное, хотелось бы сказать о том, что предупредить нарушения всегда легче, чем потом исправлять Ваши ошибки путем внесения изменений или отмены торгов, что влечет и штрафные санкции и повторное размещение закупок.

Изучайте закон и подзаконные акты , будьте внимательны при подготовке необходимой документации и проведении торговых процедур.

 

 

 

 

Заместитель руководителя Г.П.Аврахова

 

Наверх