О реализации Национального плана развития конкуренции
27 февраля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

 

 

 

Статьями 8 и 34 Конституции РФ поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – отнесены к основам конституционного строя Российской Федерации и основным правам и свободам человека и гражданина.

Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» предусматривает:

- определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции;

- определение основных стратегических целей, принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики (видах деятельности).

- объединение деятельности и усилий в этом направлении всех ветвей и уровней власти, а также институтов гражданского общества.

Целями государственной политики по развитию конкуренции, определяемыми Указом, являются:

повышение удовлетворенности потребителей;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики государства.

Задачами Указа являются:

- обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти к 2020 г. не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

- увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18% к 2020 году.

Для достижения указанных целей и задач Указом утверждается Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы, которым предусмотрены следующие мероприятия:

- снижение доли государственного участия в конкурентных сферах экономической деятельности, в том числе ограничение создания унитарных предприятий;

- реформа тарифного регулирования;

- эффективное предупреждение и пресечение антимонопольных нарушений, приводящих к ограничению и устранению конкуренции на товарных рынках;

- поддержка предпринимательской инициативы, включая развитие малого и среднего бизнеса.

Указ определяет принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и монополизацию, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории Российской Федерации, стимулирования со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности.

Принятие органами власти управленческих решений должно осуществляться с учетом оценки последствий таких решений для конкуренции.

Указ закрепляет цифровые параметры ожидаемых результатов в отдельных отраслях экономики.

Например, в сфере информационных технологий предусмотрено повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность), включая предоставление услуг в формате облачных сервисов, не менее чем на 10 процентов ежегодно.

В агропромышленном комплексе предусмотрено повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений и т.д.

Системность, взаимосвязанность поручений, входящих в указанный комплекс мероприятий, обуславливает необходимость вовлечения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти, иных правоохранительных органов, а также общественных организаций в процесс реализации государственной политики по развитию конкуренции.

В дальнейшем, Указ, утверждающий Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации, должен носить периодический характер.

Хочу отметить, что ранее, примерно два с половиной года назад, Правительством был утвержден так называемый региональный стандарт развития конкуренции, и, собственно, основные его пункты истекали по исполнению в 2018 году, и президентский указ прямо транслируется еще и на этот стандарт. Кроме того, планируется заседание Государственного совета по развитию конкуренции в регионах, и Президент в ближайшее время определится по датам, но весьма вероятно, что это произойдет уже в марте – апреле этого года.

 Не буду говорить о важности конкуренции, очевидно, что в условиях ограниченности ресурсов мы еще очень мало используем все возможные механизмы. Уровень монополизации, особенно в регионах, зашкаливает и достигает очень больших величин. Нарушения самих органов власти, к сожалению, тоже являются значительными, что мы отмечаем по нашей статистике.

Президент в качестве главы государства обратился к обеим палатам парламента, к судьям, к общественным институтам и попросил оказать необходимое содействие по ключевым вопросам, которые определил в указе, по ключевым вопросам развития конкуренции. Как глава исполнительной власти, он потребовал от всех работников исполнительной власти не нарушать требований законодательства о конкуренции, не издавать антиконкурентных актов и объяснил, что принципы недискриминационности антимонопольной политики являются одним из ключевых приоритетов Российского государства на длительный период, на стратегический период.

Спектр, который охватывает указ № 618, чрезвычайно широк, он касается и основополагающих принципов самой политики. Например, он говорит о том, что нарушения органами власти конкурентного законодательства должны быть сокращены к 2020 году в два раза, или он говорит о том, что во всех отраслях российской экономики, за исключением оборонного сектора, должно быть не менее трех компаний, одна из которых должна быть частной.

 Но здесь я прежде всего хотел бы сказать, конечно, о региональных вопросах, которые затрагивает вышеупомянутый указ, и мне кажется, что это принципиально важно.

Во-первых, я хотел бы сказать, что такие важные вопросы, например, как вопросы социальной политики, вовсе необязательно должны решать государственные служащие, которые получают зарплату от государства.

Это могут быть организации третьего сектора (некоммерческий сектор). Никто лучше, чем общество диабетиков, не может оказать услуги самим диабетикам, и никто лучше самих инвалидов…

Зачастую соответствующие некоммерческие фонды работают на эту тему, и никто лучше их не сделает эту работу, потому что они будут делать, первое, сердцем, во-вторых, они понимают эту проблематику. И мы тем самым могли бы, уходя от госзаказа, раскрепляя госзаказ, который сегодня находится в ведении государственных структур, мы могли бы в социалке сделать в хорошем смысле совершенно великолепную и человеколюбивую революцию.

То же самое мы можем сказать и о других проблемных сферах, где существует очень много разных решений, которыми мы пока не воспользовались. Давайте посмотрим. У нас все жилищно-коммунальное хозяйство – это муниципальные унитарные предприятия. А вообще-то говоря, это не самая эффективная форма, как мы полагаем, об этом тоже указ сказал.  

Но смысл в том, что, конечно, когда-то на место этих МУП, ГУП должны прийти малые и средние предприятия. Они должны работать там, они должны оказывать более качественные услуги за счет конкуренции, потому что конкуренция всегда рождает повышение производительности труда, всегда рождает инновации, всегда рождает более высокое качество услуг для потребителей, и это аксиома, которая сегодня, в XXI веке, уже не требует никаких доказательств. Многие страны, да и мы сами, на себе это испытали.

Собственно, например, в этом секторе или в транспортном секторе нужно через поправки в стандарт развития конкуренции, опираясь на указ Президента, я думаю, прежде всего принять специальные программы и жесткие параметры, в общем-то, внедрения этих рыночных отношений, которые привели бы к уменьшению вот этих бюрократических структур и вообще государственного сектора там, где это возможно, там, где мы можем предпринимателям предоставить такие возможности.

Конечно, ключевое значение здесь принадлежит малому бизнесу, о котором я сказал. Почему мы не можем выпустить перечень уже много-много лет о том, что определенные виды работ в Российской Федерации, кто бы ни был государственным заказчиком, – красить заборы, ввинчивать лампочки, убирать помещения, а может быть, даже и убирать улицы – должны выполнять малые предприятия? Почему мы не можем это закрепить за малым бизнесом? И при этом малый бизнес у нас занимается практически одним видом деятельности – это торговля с переменным успехом, в то время как там есть великолепные инженеры, они могли бы работать в оборонке и не в оборонке, и в коммунальном секторе, и прежде всего, конечно, в нашей среде обитания – в жилищно-коммунальном хозяйстве.

И вот эта задача – со всей осторожностью заменить существующие государственные весьма неэффективные и довольно низкокачественные, к сожалению, виды работ, которые осуществляются госкомпаниями в виде вот этих ГУП, МУП и мимикрирующих государственных учреждений, которые тоже ничем сильно не отличаются от этих самых упомянутых МУП… Это очень важная задача, и это и создание дополнительных рабочих мест, и повышение качества.

Хотел бы сказать, что, конечно, президентский указ и наши задачи говорят о таких важных вопросах, как борьба с региональным протекционизмом. Нельзя смириться с тем, что в Российской Федерации существуют закрытые рынки, существует дискриминация в отношении товаров из соседних областей, прежде всего это касается водки, других подакцизных товаров, и это, конечно, неправильно, и это то, с чем, конечно, нужно бороться, и об этом тоже говорит указ.

Мы, конечно, хорошо понимаем, что нужно очень серьезно реформировать систему государственных закупок, и Президент прямо сказал, что доля малого бизнеса должна быть увеличена в два раза по соответствующим параметрам 44-го закона и также существенно должна быть увеличена по закону № 223. Все это вместе, конечно, должно базироваться на принципах антимонопольной политики, а именно когда эти реформы будут начертаны в виде "дорожных карт", когда мы внесем изменения (это надо сделать уже в этом году) в стандарт развития региональной конкуренции, мы должны на самом деле все это сделать на принципах антимонопольной политики.

Мы не должны отдавать 100 процентов рынка какой-то отдельной частной компании, потому что частная монополия хуже, чем государственная. Антимонопольный закон говорит: старайся не отдавать больше, чем 35 процентов, потому что иначе возникает доминирующее положение. Но лучше всего, чтобы это был десяток компаний, которые могли бы конкурировать между собой там, где раньше этого не было, лучше, чтобы значительная часть из них была частными компаниями.

 Вот давайте посмотрим. Во многих регионах стали реприватизировать аптеки. Совершенно понятно, что, когда речь идет о продаже наркотических, сильнодействующих веществ или создании препаратов вручную на основе сложной рецептуры, это может сохраняться за государством. Но зачем этот типично коммерческий бизнес сегодня собирается под флагом тех же государственных структур? И, более того, начался обратный процесс в этой ситуации в социалке, лекарственном обеспечении.  Это неправильно. И поэтому очень большие задачи стоят практически по всем отраслям, включая, например, здравоохранение, где сегодня из фондов обязательного медицинского страхования частные компании получают за то же самое медицинское вмешательство в два раза меньше денег от ОМС, и это называется дискриминацией. Происходит дискриминация частных образовательных учреждений. То есть спектр – от промышленности до образования и культуры – на самом деле огромный. Поэтому мы очень надеемся на то, что, собственно, все эти "дорожные карты" будут систематизированы и разумным образом на ближайшие три года внедрены в жизнь.

Предполагается, что национальный план – это не план на три года, по указу Президента предполагается, что каждые три года… А со следующего цикла предполагается, что это будет план на пять лет, он будет утверждаться на каждые пять лет, вот такая пятилетка. Правительство будет следить за тем, как отраслевые ведомства, все мы выполняем указание Президента и национальные планы каждые пять лет. И каждые пять лет он будет продлеваться, будут ставиться новые задачи, для того чтобы повысить эффективность.

И в завершение я хотел бы сказать, что в последние годы мы видели достаточно много экономических чудес, и в середине, и в конце прошлого века. Так или иначе они были связаны с демонополизацией. Вот японское экономическое чудо – это чистая демонополизация, корейское экономическое чудо – это чистая демонополизация, китайское экономическое чудо, которое мы совсем недавно наблюдали, – это прежде всего развитие малого и среднего бизнеса в совершенно фантастических, огромных объемах, что, собственно, нужно сделать у нас.

И что касается наших возможностей. Уровень образования в нашей стране очень высок. У нас достаточное количество инженеров, специалистов, которые все это могут внедрить в жизнь. Естественно, каждый план должен быть продуман, обсужден, защищен и затем неуклонно стоит его выполнять. И тогда мы действительно в условиях ограниченных ресурсов можем резко (я подчеркиваю, резко) повысить эффективность нашей экономики, стать еще более сильными в экономическом смысле, политическом смысле. И мне кажется, что ценности конкуренции – это та история, которая не очень много и не очень дорого стоит, но может дать совершенно ошеломительный успех, о чем говорят примеры других государств, да и наши собственные примеры тоже.

 

 

Наверх